в удобном формате
Сегодня Международный трибунал по бывшей Югославии вынес приговор лидеру боснийских сербов Радовану Караджичу. Он проведет за решеткой 40 лет по обвинению в преступлениях против человечности и геноциде. Как заявил Верховный комиссар ООН по правам человека, этот приговор станет предупреждением лидерам в Европе и во всем мире, которые пытаются эксплуатировать националистические чувства и одурачивать нацменьшинства.
Ровно 17 лет назад НАТО без каких-либо санкций начало бомбардировку этой страны. Именно тогда все принципы международного права впервые оказались попранными ради политических интересов одной из сторон. Именно тогда, по большому счету, начался весь тот кошмар, с которым мир сталкивается до сих пор.
Почти 2000 тысячи погибших гражданских, из них 400 детей, более 800 тысяч пропавших без вести, 48 уничтоженных больниц, 14 аэродромов, 70 школ, 18 детсадов, 9 университетов, 35 церквей… Это далеко не полный список того, что авиация НАТО методично уничтожала 11 недель.
До этого дня Белград бомбили только фашисты, в 41-м. Спустя 58 лет, нападение на Югославию прошло почти по тому же сценарию. Сначала подавлялась ПВО, потом нарушались коммуникации — мосты и электростанции, а уже потом ударам подверглись остальные цели. Конечно, НАТО заявляло, что бомбит исключительно военные объекты, но за массовую гибель мирных людей никто наказания не понес.
Эта операция, названная "Союзная сила", стала первой не только среди нападений натовских войск на независимые государства, без всяких санкции ООН, но и впервые в новейшей истории отдельно взятые страны стали столь вольно интерпретировать международное право.
"Непосредственным результатом натовского вторжения стало то, что статус концепции международного права в этой стране, да и по всей Европе, упал до самого низкого уровня за всю историю. Теперь мы знаем, что международное право — это просто фарс, а Гаагский трибунал — всего лишь пародия на правосудие, и Запад правит лишь с помощью оружия", — заявил сербский журналист Джон Боснич.
Формальным поводом для начала операции НАТО послужил инцидент в Рачаке. Там, по утверждению западных наблюдателей, сербские войска казнили 45 албанцев. Правда, ни одна экспертиза так и не смогла точно доказать, что все убитые были мирными жителями, не нашлось и доказательств вины сербских властей. Но маховик войны было уже не остановить.
Помешать натовским войскам в те годы не мог никто. Да, прямо над Атлантикой, по пути в США премьер Евгений Примаков развернул самолет и экстренно вернулся в Москву. Борис Ельцин призвал Клинтона остановиться. Но только отчаянный и молниеносный бросок сводного батальона десантников под командованием Юнус-бека Евкурова на аэродром Приштины смог на время охладить пыл западных военных и политиков.
Эта кампания, по сути, действительно нанесла сокрушительный удар по самой концепции международного права. И последствия этого ощущаются до сих пор.
"Эта акция со стороны НАТО в масштабе Европы означала, что НАТО из оборонительной организации превратилась в наступательную организацию", — заявил руководитель центра внешней политики России Института экономики Борис Шмелев.
При этом западные политики до сих пор будто не замечают, что НАТО в полной мере применяло кассетные бомбы и боеприпасы с обедненным ураном. Химические заводы в Югославии не бомбил даже Гитлер, а вот авиация альянса целенаправленно уничтожила целый промышленный комплекс, надолго отравив реки и десятки квадратных километров земли.
О некоторых событиях у нас почему-то принято вспоминать исключительно по круглым датам. Но бомбардировки Белграда явно не тот случай.
За красивыми названиями — Арабская весна, Революции роз и достоинства — стоит один и тот же принцип: "Нам не нравится, и мы идем к вам".