в удобном формате
В эксклюзивном интервью ведущему РЕН ТВ Андрею Доброву министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал действия Турции в Сирии "ползучей экспансией".
Съемочная группа РЕН ТВ на днях – единственная из российских телеканалов – побывала на границе с Турцией со стороны сирийских курдов. Журналисты своими глазами видели результаты обстрелов. Они снимали турецкие танки, которые стоят на границе, другую военную технику.
По словам Лаврова, эти кадры он видел.
"Это такая ползучая экспансия. Ведь турки давно стали заявлять, что они не допустят укрепления курдов на севере Сирии, – отметил глава МИД РФ. – И даже несмотря на то, что курды – есть там западный анклав, восточный анклав, а между ними ИГИЛ – боролись против ИГИЛ, турки заявили, что для них неприемлемо, если эти два анклава соединятся, даже если соединятся путем победы над ИГИЛ. И что для них главное, чтобы курды не воссоединились. На сирийской территории. Казалось бы, это не проблема Турции, это проблема Сирии. И именно поэтому мы считаем, что в процесс, который начинается в Женеве, надо обязательно включать курдов – если все мы подразумеваем то, что мы говорим, когда заявляем о приверженности суверенитета и территориальной целостности Сирии. Если курдов выбросить из переговоров о будущем Сирии, то как можно рассчитывать, что они захотят оставаться в составе этого государства. Они тогда просто махнут рукой на это международное сообщество, на все эти схемы. Поэтому мы – и такую же позицию занимают практически все остальные, кроме турок – будем жестко настаивать, чтобы ООН не прогибалось перед ультиматумами и пригласило курдов с самого начала переговорного процесса за этот стол переговоров".
Лавров также раскритиковал беззубую позицию европейских политиков, с молчаливого согласия которых Реджеп Эрдоган проводит в жизнь свои амбициозные планы по отношению к Сирии.
"Турция, возвращаясь к тому, что она стала требовать недопущения какого-либо укрепления курдских сторон в Сирии, стала заявлять о своем суверенном праве, создавать какие-то зоны безопасности на сирийской территории. По нашим данным, они уже окапываются в нескольких сотнях метров от границы внутри Сирии. Вот на днях был визит премьер-министра Турции Давутоглу в Евросоюз, в Брюссель, где они обсуждали миграционный кризис, а вернее вырабатывали ответ на турецкие ультиматумы. И в итоге ответ вызвал очень серьезные вопросы, как с точки зрения авторитета ЕС, его репутации и способности отстаивать законные свои интересы, так и с точки зрения того, как эти договоренности вписываются в международное гуманитарное право. Уже были комментарии Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, были комментарии неправительственных организаций о том, что международные правовые принципы, закрепленные в универсальных конвенциях по делам беженцев, – они проигнорированы во многом. Среди прочего в документах, которые были подписаны между турками и ЕС, есть и такая косвенная ссылка на то, что ЕС понимает необходимость создавать какие-то зоны безопасности. И читается это так, что на сирийской территории. Мы задали вопрос в Брюсселе, насколько подобные заходы отвечают их публичной позиции в поддержку всех решений Совбеза ООН о недопустимости развала Сирии, о недопустимости нарушения ее территориальной целостности, ждем ответ", – сказал Лавров.
"Речь идет со стороны турок о строительстве целого города для беженцев на территории Сирии. Мы как-то будем реагировать на эту инициативу?"
"Мы будем реагировать так, как я сказал. Мы считаем вообще недопустимыми какие-либо действия на сирийской территории без согласия сирийского правительства, – ответил Лавров. – Все остальные государства (кроме России и Ирана), включая членов возглавляемой США антитеррористической коалиции, работают там (в Сирии) без правового основания – либо в виде резолюции Совбеза, либо в виде прямого приглашения законного правительства. Но когда мы установили с американской коалицией через Вашингтон контакт, договорились сначала о сотрудничестве в деле избежания непреднамеренных инцидентов в воздухе, а затем договорились и о координации вопросов, связанных с углублением перемирия и доставки гумпомощи, сирийское правительство, в общем-то, приняло такую форму и считает, что если это делается с нашим участием, то их суверенитет не нарушается. Документа нет. Но было сказано сирийским правительством: если кто-то из внешних игроков координирует свои действия с РФ, которая легитимно работает в Сирии, то это будет считаться приемлемым".