в удобном формате
Пожалуй, главная тема в западной прессе сегодня — встреча лидеров России, Турции и Ирана. Особенно пристально за переговорами следили в Европе. Ведущие французские и немецкие издания вышли с крупными детальными материалами. Ситуация в Сирии — ключевой вопрос в повестке саммита в Анкаре.
Из Анкары по всей планете. Переговоры гарантов сирийского урегулирования оказались в центре внимания мировой прессы. Французская Figaro, с неким удивлением для себя, отмечает искреннюю готовность лидеров России, Турции и Ирана принести мир на сирийскую землю. Немецкая Deutsche Welle цитирует Эрдогана.
"Президент Эрдоган охарактеризовал эти переговоры как "продуктивные". Хотя все три лидера избегали какой-либо конкретики, по словам президента Турции, в ходе них были приняты "важные решения", — говорится в материале.
Видимо, полный список участников конституционного комитета для немецких журналистов ничего не значит. А ведь именно этот момент так долго оставался камнем преткновения и не позволял запустить процедуру создания новой сирийской конституции.
Эрдоган накануне тоже признал: разногласия по кандидатурам были. Но именно готовность к диалогу тройки гарантов переломило процесс. В 2017-м политических оппонентов Асада, взявших в руки оружие, удалось посадить за стол переговоров с официальной властью в Астане. Через год — Конгресс сирийского национального диалога в Сочи. И вот теперь в Женеве сирийцы, под эгидой ООН, могут наконец-то начать создание основного закона страны.
"Еще в 2018 году стало ясно, что Сирия должна получить новую конституцию. И это долгое время оставалось предметом спора. Теперь Россия, Иран и Турция, похоже, договорились о создании Конституционного комитета", — говорится в материале Der Spiegel.
В чем Москва, Анкара и Тегеран ни на минуту не сомневались: Сирия должна остаться целостным государством. С четкими границами и центральной властью. Хотя в Вашингтоне целесообразность существования единой Сирии не раз ставили под вопрос. Другое дело, что сами американцы пришли в страну, не имея на то международного мандата ООН и приглашения официальной власти.
"Мы все выступаем за территориальную целостность Сирии и исходим из того, что когда вопросы, связанные с обеспечением безопасности и борьбой с терроризмом, будут решены, то территориальная целостность Сирии будет восстановлена в полном объеме. Это касается и вывода всех иностранных войск с территории Сирии", — подчеркнул президент России Владимир Путин.
Трамп обещал увести свою армию из Сирии почти год назад. Лидеры тройки не преминули ему об этом обещании напомнить. С присутствием Вооруженных сил США в стране сегодня считается только Турция. Но вопросов к Вашингтону у Анкары все больше.
Эрдоган уже не скрывает разочарования в отношении Трампа. Вашингтон продолжает поддерживать в Сирии курдские отряды. Анкара их считает угрозой своей национальной безопасности. Страны вроде бы ведут совместное патрулирование северных районов Сирии. Но в том, какой глубины должна быть буферная зона, расходятся. В общем, договориться о терминологии с сегодняшними гостями Эрдогану многим проще.
Свою дестабилизирующую роль в регионе Белый дом снова продемонстрировал после атаки дронов на нефтяные месторождения в Саудовской Аравии. Сначала госсекретарь, а потом и сам президент заявили: дроны прилетели со стороны Ирана. Трамп даже сообщил, что готов идти войной на Тегеран.
И здесь не важно ни отсутствие доказательств иранской вины, ни даже признания группировок хуситов из разрушенного войной Йемена. Москва относится к происходящему в регионе с большим вниманием. Путин накануне это демонстрирует вновь.
"Что касается помощи Саудовской Аравии. В Коране говорится о неприемлемости любого вида насилия, кроме защиты своего рода. Чтобы защитить "свой род", свою страну, мы готовы оказать соответствующую помощь Саудовской Аравии, а политическому руководству Саудовской Аравии достаточно принять мудрое государственное решение, как это сделали в свое время руководители Ирана, закупив С-300, и сделал президент Эрдоган, закупив у России новейшие комплексы ПВО С-400 "Триумф". Они надежно защитят любые объекты инфраструктуры Саудовской Аравии", — отметил Путин.
Сохранение ядерной сделки по Ирану, даже после выхода из нее Соединенных Штатов, — еще одна принципиальная позиция Москвы. Россия призывает к диалогу. И медленное, но уверенное движение Сирии к миру еще раз демонстрирует: на Ближнем Востоке это — самый правильный ход.