window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
18 февраля 2022, 13:37

Как ветеран Второй мировой стал неуловимым угонщиком самолетов

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Преступник выпрыгнул из самолета с парашютом и двумя сотнями тысяч долларов.
Фото: © depositphotos

Темные очки, черный костюм и дипломат - 24 ноября каждого года десятки мужчин в одинаковых нарядах собираются в вашингтонском баре Ariel. Это фанаты Дэна Купера - единственного в мире угонщика самолета, которому удалось избежать наказания. Сегодня захват самолета заканчивается сдачей террориста или его нейтрализацией спецслужбами, а неуловимый «мистер Купер» стал героем множества книг и фильмов. Кем знаменитый преступник был на самом деле? Как он сбежал из летящего лайнера с чемоданом денег? Об этом рассказывает программа "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным на РЕН ТВ.

Небывалая дерзость

 Фото: Скриншот видео Рен тв

24 ноября 1971 года в аэропорту Портленда пассажир, записанный как D. B. Cooper, сел на рейс до Сиэтла.

"Дэн Купер расположился в посадочном месте, закурил сигару и написал записку стюардессе. Стюардесса подумала, что это очередной ухажер, и решила выкинуть бумажку. Но гражданин настаивал, чтобы она прочитала записку и заглянула в его чемоданчик. Там она увидела бомбу", - рассказывает частный детектив Эрнест Асланян.

Террорист выдвинул требования: дозаправка самолета в Сиэтле, четыре парашюта и 200 тысяч долларов - в современных деньгах это около 1,5 миллиона. Купер отказался разговаривать с сотрудниками ФБР и пригрозил взорвать самолет, если он не направится к Мехико. Авиакомпания согласилась выплатить необходимую сумму. Пассажиры даже не знали о преступнике. Людям сообщили, что их не выпускают из самолета по техническим проблемам. Члены экипажа и вовсе отметили, что грабитель вел себя вежливо и оставил стюардессе чаевые.

"Когда он получил деньги, то отпустил всех, кроме бортпроводника и пилотов", - отмечает Эрнест Асланян.

Купер запер команду в кабине, а сам остался в салоне. Самолет взлетел. Вскоре экипаж заметил, что давление воздуха изменилось - активировался хвостовой трап. После приземления на борту не обнаружили ни грабителя, ни денег.

Первые улики

 Фото: Скриншот видео Рен тв

Спустя полвека у следователей по-прежнему нет ответов, кто такой «мистер Купер» и где он сейчас. Полицейские уверены: террорист выпрыгнул из самолета с парашютом, а деньги привязал к телу стропами от другого комплекта. Сотрудники ФБР несколько месяцев изучали предполагаемое место посадки, но следов угонщика так и не нашли. Первые улики появились спустя 10 лет. На берегу реки неподалеку от Портленда восьмилетний мальчик нашел три пачки старых долларовых банкнот.

"Он передал их родителям, они передали властям. Это оказались купюры, которые были в розыске после захвата самолета", - говорит Эрнест Асланян.

"Благородный разбойник"

 Фото: Скриншот видео Рен тв

О неуловимом угонщике вновь заговорили. Одни считали, что Купер погиб при приземлении, а его тело унесло течением в Тихий океан. Другие были уверены: преступник специально выбросил купюры на берег, чтобы запутать следствие. По всей Америке стали появляться поклонники Дэна Купера. Из террориста он превратился в народного героя, сумевшего обмануть американские власти и крупный авиаперевозчик.

"В обществе присутствует яркий архетип "благородного разбойника". Все помнят Робина Гуда или Дубровского из классической литературы. Они идут против системы, не нанося прямого вреда обществу, и получают желаемые преференции. Купер "выиграл" у государственной системы США, у крупных корпораций", - комментирует психолог Илья Кобер.

Подозреваемые

 Фото: Кеннет Кристиансен. Скриншот видео Рен тв

На поиски преступника бросили все силы. В ФБР понимали, что "Дэн Купер" - скорее всего, псевдоним. В 1995 году у следователей появился первый серьезный подозреваемый - ветеран Второй мировой войны Дуэйн Уэббер. В полицию обратилась его супруга. Перед смертью мужчина признался ей в том самом угоне. Эксперты сверили ДНК подозреваемого со следами отпечатков из самолета. Они не совпали. К тому же стюардесса Флоренс Шаффнер, которой террорист передал записку, уверяла, что на фотороботе другой человек.

Вскоре возник новый подозреваемый - Кеннет Кристиансен. Бывший десантник после Второй мировой работал авиамехаником. Через несколько месяцев после ограбления Кристиансен купил большой дом, а на его счету родственники нашли более 200 тысяч долларов. Но стюардесса тоже не опознала в нем Купера. Девушка просмотрела сотни фотоснимков предполагаемых преступников и ни в одном не узнала «своего».

Чужой среди своих

 Фото: Скриншот видео Рен тв

Удивительно, но в числе подозреваемых оказалась и сама Флоренс Шаффнер. Сразу после происшествия девушка сменила имя, фамилию и переехала в другой город. Стюардесса объяснила, что боялась вендетты со стороны Купера. Но у следователей появились сомнения - не была ли Шаффнер в сговоре с угонщиком?

"Если разобраться, то бомбу видел только один человек - бортпроводница. Когда деньги передали, Купер ее почему-то отпустил", - указывает Эрнест Асланян.

В связях с преступником заподозрили даже авиакомпанию. Полицейским показалось странным, что перевозчик так быстро согласился на условия террориста. К тому же сразу после инцидента акции компании выросли в несколько раз.

"На момент совершения преступления она была на грани банкротства. После многие стали летать этой компанией, зная, что она за своих клиентов готова отдать денежные средства", - подчеркивает Эрнест Асланян.

Жив или не жив

 Фото: Скриншот видео Рен тв

В 2016 году ФБР остановило расследование. Федералы понимали: Купер вряд ли еще жив.

"Как говорится, хуже героя, который идет против тебя, может быть только мученик, мертвый герой. После смерти его уже бесполезно наказывать. Это только укрепило бы культ личности", - делится соображениями Илья Кобер.

Однако владелец бара Ariel Брайан Вудрафф уверен, что грабитель выжил. В доказательство мужчина готов предъявить письмо от угонщика. Песню Дэна Купера в заведении поют почти каждый день. А сам бар стал центром притяжения поклонников неуловимого преступника. Фанаты смотрят документальные фильмы и устраивают конкурсы двойников. Вудрафф уверен: сам Купер тоже подходил к стойке.

"В 1991 году, когда мы праздновали 20-летие со дня угона, в бар зашел Купер. Это точно был он. На нем были солнцезащитные очки и черный пиджак. Дэн купил шоколадный батончик и пожелал хорошего дня моей маме", - вспоминает хозяин.

"Лопатка Купера"

 Фото: Скриншот видео Рен тв

Кроме поклонников, у Купера есть и последователи. В 1970-х в США зафиксировали более 30 попыток угона самолетов. Удивительно, но одному из грабителей удалось повторить аферу Купера. Ричард Маккой получил 500 тысяч долларов и выпрыгнул с парашютом. Позже его поймали. Федералы хотели повесить на Маккоя нераскрытое преступление, но потерпели фиаско.

Случай с угоном изменил отношение к воздушной безопасности в США. Авиакомпаниям разрешили обыскивать пассажиров и багаж, а самолеты снабдили устройством, которое не позволяет открывать выход из хвостовой части в полете. Его называют "лопаткой Купера".

Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе "НИИ" на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_940614 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_940614')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_940614", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_940614', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_940614(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_940614(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })