window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
04 февраля 2022, 18:23

Атомолет: как в СССР разрабатывали самолеты с ядерными двигателями

Следите за нашими новостями
в удобном формате
История атомных самолетов США и СССР.
Фото: © Скриншот видео

В России продолжается разработка межорбитального ядерного буксира, который предназначен для полетов в дальний космос, в том числе к Венере, Марсу и Юпитеру. Как заявили в Роскосмосе, первая миссия аппарата под названием "Зевс" запланирована на 2030 год. Она начнется с полета на Луну. Идею использования атомной энергии на космических аппаратах пытались реализовать еще в 50-х годах прошлого века в СССР и США. Кроме этого, в то же время ведущие инженеры работали над проектами атомолетов самолетов с ядерными силовыми установками. Как советские и американские ученые собирались перевести воздушные машины на атомную тягу? И почему от этой идеи пришлось отказаться? На эти вопросы ответили эксперты программы "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Гонка ядерных вооружений

"Советский Союз испытывает ядерные бомбардировщики", в декабре 1958 года статья под таким заголовком спровоцировала в США массовую панику. В публикации говорилось о новом проекте авиаконструкторов СССР бомбардировщиках с ядерными двигателями, которые могут совершить несколько кругосветных полетов без посадки и дозаправки. 

Как утверждали американские журналисты, Советский Союз заметно опередил США в разработке ядерных силовых установок для самолетов.

"Первоначально эта идея появилась в США. Это было обусловлено все-таки лидерством Соединенных Штатов Америки в развитии ядерных технологий той эпохи", сказал кандидат исторических наук Александр Деманов.

Фото: © Скриншот видео

Статья в американском журнале оказалась фейком. Никакого атомного самолета в 1958 году в СССР еще не было. Но работа над его созданием шла активными темпами. После окончания Второй мировой войны бывшие союзники превратились в непримиримых врагов. Началась холодная война, а вместе с ней и гонка ядерных вооружений.

Идея создания атомолетов

Ракетные комплексы тех лет были еще несовершенными. И военные делали ставку на стратегические бомбардировщики. Но преодолеть огромные расстояния без дозаправки было невозможно.

"Самой большой проблемой была именно дальность полета. Если у американцев базы находились в Европе, и они оттуда могли спокойно долететь до наших территорий, и то не до всех ее частей, то с нашей стороны, приходилось летать только через Северный полюс и то только до северных штатов Америки, остальная же часть для нас была недоступна", пояснил инженер-разработчик авиационной техники Андрей Костягин.

Фото: © Скриншот видео

В августе 1955 года Совет Министров СССР выпустил секретное постановление о проектировании ядерного авиационного двигателя. Правительство потребовало от ведущих конструкторских бюро разработать машину неограниченной дальности полета в кратчайшие сроки.

"Это были Туполев, Яковлев и Мясищев. В 1960 году появился первый проект Мясищева – М-60. Машина получилась довольно интересная", – сказал Андрей Костягин.

Атомолет Мясищева

Судя по проекту, бомбардировщик М-60 должен был получить полностью автоматическую систему управления, электроника обеспечивала бы взлет, набор высоты, заход и наведение на цель, а также возвращение и посадку.

"Он был достаточно тяжелым – 250 тонн взлетной массы. Это, по сегодняшним меркам, очень тяжелый самолет. Плюс для увеличения дальности полета, мощности предусмотрено было четыре двигателя, которые позволяли развивать крейсерскую скорость до 3 тысяч километров в час. Радиус полета был практически неограничен", – отметил Александр Деманов.

Фото: © Скриншот видео

Чтобы защитить пилотов от радиоактивного излучения, инженеры спроектировали герметичную многослойную камеру из свинца. Но в ней не было ни одного иллюминатора, поэтому конструкторы оборудовали саркофаг с телевизионными и радиолокационными экранами, а также перископами.

"Опять же, когда самолет проектировали, встала задача – как обеспечить дыхание пилотов. Радиация вокруг самолета становилась очень серьезной, и воздух становился тоже радиоактивным, поэтому, как и в подводном флоте, использовали специальную установку по газификации кислородно-азотной смеси. Этим пилоты и дышали", сказал Александр Деманов.

Но перспективная разработка так и осталась на бумаге. Во-первых, как показали расчеты, ядерная установка выбрасывала бы в атмосферу огромное количество радиоактивных отходов. Во-вторых, в случае авиакатастрофы район бедствия превратился бы в безжизненную пустыню на многие десятилетия.

Фото: © Скриншот видео

Атомолет Туполева

Из-за опасности радиоактивного загрязнения проект Владимира Мясищева закрыли. Разработку атомолета доверили Андрею Туполеву.

"У них на тот момент уже был дальний стратегический бомбардировщик Ту-95. Именно на его основе решили и проводить различные эксперименты. Его называли Ту-95ЛАЛ – летающая атомная лаборатория", – отметил Андрей Костягин.

В первую очередь Туполев решил уменьшить размер ректора. Для этого он организовал для своих инженеров цикл лекций от ведущих ядерщиков страны. Физики утверждали, что установка для бомбардировщика получится размером с небольшой дом и вписать ее в конструкцию атомолета будет невозможно. Но Туполев заявил, что на самолетах дома не возят. И через несколько месяцев конструкторы представили комиссии агрегат размером с небольшой шкаф.

Фото: © Скриншот видео

"Этот самолет с атомным реактором в грузовом отсеке выполнил 34 полета. Во время этих полетов тестировался реактор на его излучение, влияние на сам экипаж. При этом испытания были признаны успешными", – сказал Андрей Костягин.

Атомолет США

Несмотря на успешные испытания, проект Туполева тоже пришлось закрыть. Дело в том, что в середине 60-х в СССР приняли на вооружение ракетный комплекс Р-36 с радиусом действия более 15 тысяч километров.

С появлением баллистических ракет высокой точности разработку тяжелых атомолетов признали нецелесообразной. По той же причине от машин на ядерном двигателе отказались и в США. Там испытывали атомолет на базе стратегического бомбардировщика В-36.

Фото: © Скриншот видео

"Кеннеди, когда познакомился с теми бумагами, финансами, которые были затрачены на этот проект, он сказал, что потрачен миллиард долларов, прошло уже больше десяти лет, а практического результата нет, то есть это бессмысленные траты денег", – пояснил Александр Деманов.

Ан-22 "Антей"

Последним советским проектом самолета с ядерной установкой стал противолодочный Ан-22 "Антей". По задумке конструкторов, эта машина могла бы несколько суток патрулировать территорию над вражескими субмаринами и в случае пуска ракет мгновенно отправить их на дно. К тому же советские ученые нашли способ избежать радиоактивной катастрофы в случае падения самолета.

"Чтобы в момент катастрофы не произошло заражение территории, над которой летит самолет, предложили отстреливать реактор от самолета и опускать его вниз на парашютах для более мягкой посадки. Это снизило бы риск возникновения критической ситуации", – отметил Андрей Костягин.

Фото: © Скриншот видео

Всего ядерный "Антей" совершил 23 полета. Но и этот проект закрыли. В отношениях между СССР и США начался период так называемой разрядки. А после распада Советского Союза необходимость в атомолетах отпала вовсе.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным!

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_934341 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_934341')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_934341", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_934341', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_934341(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_934341(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })