в удобном формате
Боязнь клоунов, или коулрофобия - крайне распространенный страх. При виде весельчака в гриме у многих буквально трясутся поджилки. Странный феномен привлек внимание исследователей со всего мира. Как добродушный клоун стал персонажем фильмов ужасов? И почему мы боимся других безобидных вещей? Об этом рассказывает программа "Самые шокирующие гипотезы" с Игорем Прокопенко на РЕН ТВ.
Нерешенные проблемы
Специалисты утверждают, что каждому просто необходимо изучить свой главный страх. Именно там скрываются наши нерешенные проблемы и возможности. Писательница Анна Флит с детства боялась ходить в цирк. Правда, страшили ее не клоуны, а гимнасты под куполом цирка без страховки. Психолог подсказал Анне, что истинная причина фобии - боязнь неудачи. Анна много лет мечтала написать детскую книгу, но так и не начала. Неуверенность в собственных силах преследовала ее, но однажды женщина решила бороться с проблемой и победила.
Живые статуи
Психологи выяснили: миллионы людей боятся восковых фигур. Легенды об оживших скульптурах есть в каждом поколении. В 1970-х робототехник Мосахиро Мори столкнулся с парадоксом "зловещей долины": чем больше робот становился похожим на человека, тем сильнее он пугал. Жители минувших эпох верили, что статуи действительно могут оживать. Древние греки украшали храмы изваяниями богов для общения с высшими силами.
Наши страхи могут указывать на реально существующие вещи, которые не объясняет наука. Впрочем, барабашек, порчи и сглаза люди XXI века боятся и по другим причинам. Фобии несут в себе воспоминания и стереотипы предков. Как узнали сотрудники Университета Эмори в Атланте, пережитый когда-то страх остается в ДНК человека.
Взгляд в будущее
Произведения Эдгара Аллана По и Николая Гоголя до сих пор вызывают трепет. Но могли ли авторы описывать параллельные миры или будущее, куда они заглядывали? Писателями-фантастами предсказано множество изобретений, профессий и даже мировых эпидемий. Тот же Стивен Кинг в своих книгах не раз изображал бесчинства вирусов на Земле.
Писательство, признается Кинг, стало его спасением от навязчивых состояний. "Король ужасов" боится темноты, змей, крыс, пауков, замкнутого пространства и самолетов. В интервью писатель поделился собственной теорией. Он предположил, что упасть самолету не дает коллективный страх пассажиров. По мнению Кинга, страх помогает нам выживать за счет психической энергии мозга.
Нужда в испуге
Другой "гений ужаса", Альфред Хичкок не переносил высоты, яиц и полиции. В детстве отец наказал его, отправив на ночь в полицейский участок. А в иезуитском колледже, где учился Альфред, воспитанников наказывали розгами. Провинившийся сам назначал дату наказания, отодвигал ее до последнего, но страх только нарастал. Этот прием Хичкок часто использовал в фильмах, затягивая с развязкой.
Исследователи утверждают, что в своей голове мы создаем целые миры. Фильмы ужасов и страшные книги дарят первобытные ощущения. Так мы чувствуем, что живы и готовы действовать.
Двигатель прогресса
Страхи повлияли на нашу эволюцию. Гораздо чаще выживали невротики. Чем больше страхов у человека, тем он осторожнее. Мозг вынужден выбираться из сотни ловушек и просчитывать все наперед. Изобретения и важные события в рамках цивилизации - не что иное, как реакция на лень или страх. От боязни насекомых появляются отпугивающие средства, от страха смерти - лекарства и хирургия.
"Люди с огромным количеством фобий при наличии высокого интеллекта и образования чаще всего оказываются гениальными с точки зрения общества. Они способны придумать совершенно новый продукт", - говорит психолог Андрей Зберовский.
Биохимия ужаса
Человек рождается с двумя базовыми страхами. Младенец боится громких звуков и смены положения в пространстве. На преодоление страха высоты и глубины затрачены долгие годы. Эволюционно наше тело одинаково реагирует на страхи. В основе реакции лежит инстинкт "бей или беги", а эндокринная система выбрасывает в кровь гормоны. Адреналин - "гормон кролика" - заставляет бледнеть, бежать и прятаться. Норадреналин - "гормон льва" - выделяется при гневе и способствует притоку крови. От ярости человек краснеет, его физические силы умножаются.
Невероятно, но самые древние страхи - это еще и надежные поставщики удовольствия. Биохимия мозга работает таким образом, что эндорфин и дофамин продуцируются заранее. Самые страшные аттракционы построены на удовольствии от «выживания». Психологи утверждают: ничто не расскажет о нас лучше родных фобий. И часто под этим скрывается то, чего мы больше всего хотим.
Страх смерти
У всевозможных боязней одна основа - страх смерти, небытия. Экзистенциальная тревога доступна только человеку. Но даже с этой фобией можно "договориться". Например, в храмах Таиланда разыгрывают собственные похороны.
"Эта церемония не только о страхе умереть, но и о том, чтобы подумать, какой жизнью мы живем", - делится монах Пракру Праптх Варанукидж.
Николай Гоголь вряд ли бы согласился на подобный ритуал. После перенесенного в юности малярийного энцефалита писатель боялся быть похороненным заживо. Он часто терял сознание, проваливался в глубокий сон и спать предпочитал сидя.
Мизофобия и гермофобия
Мизофобия (боязнь грязи) и гермофобия (страх перед микробами) вошли в категорию болезней задолго до пандемии коронавируса. Так, Владимир Маяковский никогда не брался за дверные ручки голыми руками, всюду носил с собой стакан и мыльницу. А у Марлен Дитрих всегда имелся флакончик с медицинским спиртом для дезинфекции. Болезненная чистоплотность сделала из Фридриха Паулюса генерал-фельдмаршала Третьего рейха. В молодости он насмотрелся на солдатскую антисанитарию, поэтому хотел дослужиться до поста, позволяющего сидеть в комфортном блиндаже. Даже капитулируя, Паулюс просил регулярную смену белья.
Влияние глобализации
За десятки лет мир стал безопаснее, но наш мозг генерирует все новые страхи. Сегодня насчитывается уже около 500 фобий, и некоторые кажутся очень странными. Кто-то боится, что к небу прилипнет ореховая паста, другие бегут при виде кузнечиков. Паническая боязнь птиц может обернуться уверенностью, что за вами следит утка. В "моду" вошла трипофобия - страх перед полостями и отверстиями. Певица Леди Гага не переносит маленьких детей и телефонных звонков. Наиболее распространена социофобия - боязнь себе подобных. Фобии захватывают мир, в том числе из-за глобализации.
"Люди разных национальностей и рас активно смешиваются. Новый генетический код при формировании берет фобии, "прописанные" в роду каждого предка", - рассказывает Андрей Зберовский.
Мировые лидеры
У мировых лидеров тоже достаточно страхов. Править народами - большая нагрузка на психику. Чтобы справляться с давлением, мозг создает фантазии, позже воплощаемые в реальность. Например, Иван Грозный недолюбливал бояр.
Когда царь взошел на престол, его советники пытались манипулировать юным правителем. Страх перед ними вылился в опричнину. Турецкий султан Сулейман видел, как его отец Селим II сверг его деда, так что судьба старшего сына Сулеймана была предрешена. Суровым поведением прославился и английский король Генрих VIII - сказалось заключение в суровом Тауэре.
Лекарство от фобии
В Стэнфордском университете фобии лечат виртуальной реальностью. Пациента помещают в трехмерный мир с помощью VR-очков. Компьютерная графика позволяет добиться ощущения присутствия и погружения в свой страх. Раздражители полностью контролируются терапевтом.
А еще от фобий помогает любовь. Когда человек влюблен, организм вырабатывает гормон окситоцин, способный притупить и полностью свести на нет любые страхи. Но лучшее лекарство и оружие - смех. Он помогает выжить самому и поддержать других.
Еще больше удивительных фактов, новости из всех областей человеческих знаний, независимая оценка политических и исторических событий, все это и многое другое – в выпусках программы "Самые шокирующие гипотезы" с Игорем Прокопенко на РЕН ТВ.