window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
16 ноября 2021, 19:10

Пластмассовый мир победил: как повлияет на людей микропластик из скота

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Микроскопические пластиковые частицы найдены в крови сельскохозяйственных животных, коров и свиней. Это значит, что с их мясом и молоком они попадут и в человеческий организм. Чем опасно микропластиковое загрязнение и можно ли от него защититься?
Фото: © pexels

Недавно ученые из Нидерландов обнаружили микроскопические частицы пластика в крови важных сельскохозяйственных животных – коров и свиней. Ранее мельчайшие полимерные частицы находили в снегах Эвереста и водах Байкала. Похоже, микропластик есть абсолютно везде. Откуда он берется и надо ли его бояться?

Когда впервые заговорили о проблеме?

Одним из первых о пластиковом загрязнении заговорил американский морской биолог Эд Карпентер. В 1971 году он изучал водоросли и заметил множество мелких кусочков пластика, запутавшихся среди растений. В 1972 году вышла статья ученого, в которой в том числе говорилось, что пластиковое загрязнение не ограничивается бутылками и пакетами, и пластик на Земле есть повсюду.

Какой мусор считается микропластиком?

Серьезно исследовать проблему пластикового загрязнения начали в 2004 году. Весь пластиковый мусор ученые делят на мега- (больше 10 сантиметров), макро- (больше двух сантиметров), мезо- (от пяти до 20 миллиметров) и микропластик (меньше пяти миллиметров) – размером не больше рисового зернышка. Самые маленькие полимерные частицы, найденные в природе, не превышают 20 пикометров – такое же пространство занимают 20 атомов водорода. Любая из известных вирусных частиц гораздо больше фрагмента пластикового мусора.

По происхождению микропластик можно разделить на первичный и вторичный. Первичный возникает уже при производстве синтетических тканей и пластиковых изделий, а также образуется при износе автомобильных шин и красок – ученые отмечают, что из этого источника в сточные воды попадает две трети всех пластиковых микрочастиц. Еще около 25% образуется в результате стирки синтетических тканей – мельчайшие волокна отделяются от одежды и попадают в сточные воды. Часто мелкие частицы пластика добавляют в косметику, например в зубные пасты, гели для душа, глиттеры и чистящие средства.

Фото: © pixabay

Вторичный пластик получается из-за разрушения на свалках пластиковых пакетов, бутылок и другого мусора, когда он постепенно распадается на все более и более мелкие частицы.

Куда все попадает?

Основная доля пластиковых отходов накапливается в океане. Микроскопические частицы оседают на дно, где их вместе с одноклеточными организмами поедают морские обитатели. Постепенно крошечные частички пластикового мусора накапливаются в телах животных и передаются все выше по пищевой цепочке.

Исследования прежних лет показали, что в продуктах жизнедеятельности людей, питавшихся океанической рыбой, содержатся частицы микропластика. В исследованиях, проведенных в Риме в начале 2021 года, мельчайшие полимерные частицы нашли даже в человеческой плаценте!

По подсчетам ученых, с едой, водой и воздухом в человеческий организм каждую неделю попадает около пяти миллиграммов микропластика – мы не замечаем его из-за крошечного размера частиц. Однако за год в организме может накопиться до 250 грамм полимерных отходов – столько же весят восемь пол-литровых пластиковых бутылок.

Микропластик действительно опасен?

Но, может быть, микропластик не так и страшен? Мы потребляем его каждый день и не замечаем этого. Всемирная организация здравоохранения проводила расследование в 2019 году и не нашла достоверной информации о том, что мельчайший пластиковый мусор наносит прямой вред здоровью человека. Специалисты организации отметили, что им не хватает данных, чтобы сделать однозначный вывод о вреде подобного загрязнения.

Однако ученые не спешат облегченно вздыхать: дело в том, что микропластик в настоящий момент не исследован в достаточной степени. Специалисты отмечают, что некоторые частицы пластика могут вредить животным – они мешают их пищеварению, закупоривают пищеварительный тракт. Что касается людей, ученые полагают, что некоторые виды полимеров, разлагаясь в организме человека, могут выделять вредные вещества, такие как бисфенолы, и влиять на прохождение внутренних процессов.

Фото: © Использованы материалы: Depositphotos; Pixabay.

Специалисты полагают, что накопление пластика в тканях организма может нанести вред репродуктивной системе, привести к ожирению, возникновению различных воспалительных и аутоимунных процессов, а также стать причиной задержки развития у детей. Вполне вероятно, что в скором времени загрязнение сточных вод микропластиком будет признано ВОЗ такой же проблемой, как и микробиологическое заражение.

Что предлагают ученые?

Полностью обезопасить себя от проникновения микроскопических полимерных частиц, увы, нельзя. Микропластик окружает нас повсюду, мы получаем небольшие «дозы» с каждым вдохом. Но это не значит, что вообще ничего нельзя сделать и можно сидеть сложа руки.

Одним из самых логичных и действенных способов борьбы с микропластиком является отказ от одноразовой посуды и других изделий из полимерных материалов и переработка уже имеющихся пластиковых отходов.  

Новые технологии утилизации пластика не стоят на месте. В 2016 году японские ученые обнаружили бактерий, которые могут «поедать» пластиковые бутылки, а в Гонконгском политехническом университете в 2021 году нашли способ связывать микропластик, находящийся в водоемах, с помощью бактериальных пленок.

Что может сделать каждый из нас?

Пока ученые ищут решение проблемы микропластикового загрязнения, каждый из нас может оказать им посильную помощь. Чтобы снизить поступление микроскопических частиц в организм, лучше отказаться от воды и еды в пластиковой упаковке. Например, Гринпис не рекомендует разогревать пищу в пластиковом контейнере в микроволновой печи и советует отказаться от воды, упакованной в ПЭТ-бутылки.

Фото: © Depositphotos

В недорогих скрабах, глиттерах и чистящих средствах часто содержатся мелкие пластиковые частицы, выполняющие роль абразива. Отдавайте предпочтение средствам, содержащим в своем составе органические аналоги, например размолотые косточки фруктов и другие природные абразивы.

Специалисты отмечают, что фильтрация может существенно снизить содержание в воде частиц микропластика. Для этой цели подойдут установки с технологией ультрафильтрации, керамические фильтры и системы, оборудованные мембраной обратного осмоса.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_896530 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_896530')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_896530', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_896530', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_896530(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_896530(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })