window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
07 октября 2021, 18:40

Как СССР первым изобрел видеосвязь и забыл о ней

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Почему разработка прижилась только в XXI веке?
Фото: © Использованы материалы: Pixabay; скриншот видео.

На Западе 1990-е годы могли стать эрой видеотелефонов. Однако в массовую продажу такие аппараты не поступили из-за слишком высокой цены – около 2,5 тысячи долларов. Тогда их воспринимали как технологию будущего, а ведь еще 30 годами ранее в Советском Союзе появились видеотелефонные пункты междугородней связи. Почему инновационную услугу вскоре закрыли, а развитие видеотелефонии остановили на долгие годы? Какие новые технологии телесвязи испытывают сегодня, и что ждет нас в будущем? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Одновременно с Гагариным

Фото: © Скриншот видео.

Сеансы видеосвязи в СССР проходили более полувека назад. В 1961 году видеотелефонные пункты появились в Москве, Ленинграде и Киеве. Абонент мог заказать звонок в любой из этих городов. В переговорных кабинках устанавливали телекамеры, микрофоны, а в качестве экранов использовали телевизоры "Рубин". Сигнал шел по телевизионным кабелям, поэтому видеосеансы проводились в строго определенное время.

"Поскольку связь шла по телевизионным каналам, выбирались промежутки с 07:00 до 11:00 и с 13:00 до 16:00. Это часы, в которые телевизионные передачи не транслировались", – рассказывает экскурсовод Музея истории телефона Тамара Урумян.

В кабинете Ворошилова

Трудно поверить, но прообраз видеотелефона появился еще в 20-х годах прошлого века. Советский изобретатель Лев Термен создал первую в мире телевизионную систему дальновидения. 

Фото: © Скриншот видео.

Это был огромный экран с диагональю больше двух метров, на который в режиме реального времени транслировалось изображение с передающей камеры. Свою разработку Термен продемонстрировал наркому по военным и морским делам Клименту Ворошилову. По словам бывшего начальника научно-технического управления Министерства связи России Сергея Мишенкова, монитор поставили в кабинете Ворошилова, а камеру смонтировали у входа в наркомат.

"Когда Ворошилов увидел, как по Кремлю на расстоянии 300 метров из-за угла идет Сталин, он сказал, что технологию нужно внедрять. Причем это предназначалось не для обывателей, а для охраны границ. Задумывалось, что телевизионная часть будет стоять на границе, а в Москве будут смотреть", – говорит Сергей Мишенков.

Гувер на связи

Судьба проекта Термена неизвестна из-за высокого уровня секретности, а вот американцы в 1927 году продемонстрировали комплекс междугородней телесвязи всему миру. Устройство испытал министр торговли и будущий президент США Герберт Гувер. Из студии в Вашингтоне он обратился по видеосвязи к собравшимся в Нью-Йорке чиновникам и журналистам.

Фото: © Скриншот видео.

"Это был первый опыт, и это была односторонняя связь. То есть Гувер обращался к людям, и они его видели, но их реакцию он видеть не мог. Картинка шла по отдельному каналу, аудиосигнал по обычному телефону", – уточняет Тамара Урумян.

Дальнейшему развитию проекта помешала Великая депрессия. К разработкам систем видеосвязи вернулись спустя 10 лет, но уже не в США, а в Германии.

Прорыв Шуберта

В 1936 году немецкий изобретатель Георг Шуберт создал визуальную телевизионную систему. 

Фото: © Скриншот видео.

Устройство состояло из телефонного аппарата, дисплея, камеры и осветительных приборов. Кабинки для видеозвонков устанавливали в почтовых отделениях. Первый кабель для видеосвязи проложили между Берлином и Лейпцигом.

"Расстояние между городами было 160 километров, и имперская почта Германии предлагала такую услугу. Она действительно была востребована, но была очень дорогой", – делится экскурсовод Музея истории телефона.

Picturephone для избранных

С началом Второй мировой проект свернули, а после войны эстафету у немцев снова подхватили американцы. В 1964 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке презентовали Picturephone.  Устройство для видеотелефонии представляло собой овальную тубу с камерой и небольшим экраном. Говорить нужно было в телефонную трубку или микрофон. Из-за высокой стоимости связи на услугу подписались всего несколько сотен американцев.

Фото: © Скриншот видео.

"Опять-таки все упирается в экономику. Это было очень дорого. Например, в 1960-е или 1970-е три минуты разговора по Picturephone первой модели стоили 16 долларов. В пересчете на нынешние американские доллары это было бы в восемь раз дороже", – подчеркивает Тамара Урумян.

В 1969 году в США выпустили вторую модель Picturephone. Устройство стало более компактным, и его можно было использовать в офисах. Однако космическая стоимость видеозвонков сохранилась. По нынешнему курсу абонентская плата составляла 1,3 тысячи долларов в месяц. Позволить себе такую роскошь могли немногие, и в 1974 году проект пришлось свернуть.

Цена пяти "Волг"

К тому времени в СССР пункты междугородней видеотелефонной связи работали уже вовсю.

"В советских газетах появлялись заметки о новой услуге. Даже в одном из кадров фильма "Служебный роман" мелькала вывеска "Видеотелефон". Можно сказать, это уже стало атрибутом  повседневной жизни", – говорит Тамара Урумян.

Однако, как и в США, видеосвязь мог позволить себе далеко не каждый. Тарифы в несколько раз превышали расценки на обычные телефонные разговоры по межгороду.

"Были и другие недостатки. То есть вы должны были приходить конкретно в тот пункт, куда проведена видеосвязь, и должны были заранее договориться с абонентом. На фоне высокой стоимости преимуществ особенных не было", – отмечает специалист.

Фото: © Скриншот видео.

Цена оборудования считалась запредельной. Советский аппарат ВТМ-01, появившийся в конце 1970-х, стоил 44 тысячи рублей. На эти деньги можно было купить пять автомобилей "Волга". Такие видеотелефоны устанавливали в роддомах. Из-за невысокого спроса на услугу к середине 1980-х закрыли почти все пункты видеосвязи. Не прижился такой формат и на Западе.

Как тебе такое, Илон Маск?

Вторую жизнь видеотелефония получила в начале XXI века с развитием мобильных сетей и интернета. Сегодня инженеры испытывают технологии телесвязи, которые еще 20 лет назад назывались фантастикой.

Фото: © Скриншот видео.

"Темп жизни очень возрос. Мы видим и гибкие экраны, и голографические изображения, и проецирование на любую поверхность. Вторым направлением занимается Илон Маск. Это вживленные в мозг человека нейрочувствительные датчики. Третье направление космическая связь с планетами, на которые в будущем планируется отправлять корабли", – утверждает Тамара Урумян.

Благодаря мобильным приложениям функция видеотелефонии доступна в любом современном смартфоне. В 2021 году известная американская компания начала выпуск стационарных телефонов с камерой и сенсорным дисплеем. Эти устройства особенно актуальны в условиях массового перехода офисных работников на удаленку. Новые аппараты позволяют общаться с несколькими абонентами одновременно и проводить видеоконференции.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным!

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_883127 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_883127')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_883127", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_883127', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_883127(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_883127(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })