в удобном формате
В полутора километрах от МКАД мини-война. 61-летний мужчина бегает по роскошному особняку - от окна к окну - и девять часов подряд стреляет во все, что движется. Респектабельный коттеджный поселок, элитная недвижимость. Кто бы мог подумать, что здесь развернется настоящая спецоперация со взрывами, со стрельбой, да еще и затянется так надолго?
Титул "оружейный барон" не совсем подходит Владимиру Барданову. Он был, скорее, "оружейным помещиком". Медведи во дворе, позолота во дворце, стиль "цыганский ампир". А помещикам свойственно самодурство. Как это еще назвать? Открыть огонь по оперативникам МВД, ФСБ, Росгвардии и забросать их гранатами!
Старший следователь Александр Кудашов трое суток изымал, описывал и направлял на экспертизу оружие и боеприпасы, которые хранились в доме Владимира Барданова. Карабины, автоматы, пулеметы - 29 единиц. Можно вооружить целый отряд. Гранаты – в пластиковой оболочке, в металлической – макеты, заполнены кустарной взрывчаткой. Долгие годы Барданов буквально спал на своих сокровищах.
"Боеприпасы были обнаружены в спальных комнатах на втором этаже. Под спальными местами. Под кроватью. Под матрасом. Скорее всего, они хранились там постоянно, потому что там было огромное количество коробок различных боеприпасов для разного калибра абсолютно", - говорит старший следователь СО по Мытищам ГСУ СКР по Московской области Александр Кудашов.
Обладатель такого арсенала рано или поздно попадает в поле зрения силовиков. Сотрудники МВД и ФСБ пришли домой к Барданову в рамках оперативно-разыскных мероприятий по постановлению Мособлсуда. Планировали обыск, а ввязались в настоящий бой.
До сих пор не разгадана главная загадка - что заставило Владимира Барданова открыть огонь? Ведь, по мнению юристов, ему грозило не такое уж суровое наказание - года четыре максимум. А если сотрудничать со следствием, все вообще могло закончиться условным сроком. Но все это только до первого выстрела в сторону росгвардейцев. Сделав его, Барданов сжег все мосты, свой дом и сгорел сам.
Заезд во владения Барданова - с западной стороны участка, между вольерами с дикими животными. Зверинец - первое, что видели его гости. Затем ворота между двух башен, именно за ними укрывались от огня и группировались для штурма основные силы СОБРа. Отсюда до ближайшей стены дома 30 метров, до крыльца – 40. Но вся территория простреливается. Дом идеально подходит для круговой обороны. Например, чтобы перенести огонь с восточной части участка на северную, достаточно было сделать всего пару шагов. Если сложить сектор обстрела из каждого окна, получается сплошная зона поражения.
И, тем не менее, для штурмовой группы это не препятствие, если есть команда на уничтожение, считает ветеран спецслужб Игорь Сенин. Длительность операции он объясняет другими причинами.
"Хотели взять его живым, чтобы допросить и понять саму систему, по которой покупалось и продавалось оружие. Если бы команда была на уничтожение, я думаю, спецназ сработал бы быстрее. По периметру обложили бы здание снайпера, и как только он в окне появился – а он появлялся в окне, он стрелял – снайпер сработает. Если на расстоянии сто метров, ну я не знаю, это как в ноготь", - считает он.
Нам удалось пробраться на одну из снайперских позиций на чердаке соседнего недостроенного дома. Действительно, отсюда дом Барданова как на ладони. И расстояние – ровно 101 метр. Рядом пустой суточный сухпаек: съеден завтрак, обед и ужин. Снайпер сидел здесь с утра до вечера и, похоже, не стрелял. С Бардановым до последнего вели переговоры. Возможно, он помог бы вскрыть целую сеть нелегальных торговцев оружием.
"В 90-е годы, когда оргпреступность получила особо сильное развитие, у многих группировок были арсеналы, запасы оружия, которое использовалось для, так скажем, их профессиональной деятельности. Для разборок, для наездов и так далее. Вполне возможно, что обнаруженный арсенал является арсеналом представляемой им группы", - отметил бывший следователь СК Вадим Багатурия.
Владимир Барданов – бизнесмен из 90-х. В юности отсидел два года за грабеж. Затем был совладельцем ЧОПа, нескольких предприятий, построил в Сокольниках торговый центр и, что называется “отжал” долю у компаньона, за что в 2000-м попал в федеральный розыск за мошенничество. Правда, потом дело почему-то прекратили. Оперативники, которые работали в те годы в столице, его хорошо помнят.
"Со слов людей, которые его знали, он был психопат. Он был истерик. Он мог впасть вот в такую психопатию на ровном месте. А когда он, опять же со слов людей, которые его знали, начал употреблять в больших количествах алкогольные напитки, то здесь поведение психопата вообще непредсказуемо", - заявил бывший оперативный сотрудник РУБОП МВД России по Москве Михаил Игнатов.
В ближайшее время будет проведена, пожалуй, самая главная экспертиза – психологическая. Специалисты, используя разные источники информации, попытаются восстановить психологический портрет Владимира Барданова и понять, что заставило его открыть огонь, а затем остаться в горящем доме.