В Челябинске присяжные решают судьбу дела почти четвертьвековой давности. На скамье подсудимых – спортсмен и бывший адвокат. Их обвиняют в убийстве журналиста, который слишком громко писал о власти и криминале. При этом тела нет до сих пор, однако новые экспертизы нашли на уликах ДНК фигурантов. Но в зале суда оба держатся абсолютно спокойно, будто уверены в оправдательном вердикте. Тем более что у защиты есть версия, способная перевернуть все дело с ног на голову. Чем закончится эта игра на пятнах памяти и времени? Подробности – в сюжете корреспондента РЕН ТВ Александра Орлова.
Они не скрывают своих лиц, в стеклянном кубе зала суда ведут себя спокойно, словно уверены: приговор в этом деле будет для них оправдательный. На скамье подсудимых – профессиональный спортсмен Иван Курпишев и бывший адвокат Александр Штингер. Оба обвиняются в преступлении, которое, по версии следствия, совершили почти 25 лет назад. Именно они могли убить журналиста Владимира Кирсанова. И хотя оба утверждают, что не виноваты, жена покойного Лариса Чертова с дрожью в голосе говорит, что не верит в их истории.
"Я прочла и изучила почти все тома этого непростого уголовного дела, присутствовала на судебных заседаниях и считаю доводы следствия и доказательной базы обвинения убедительными", – заявляла женщина.
Кирсанов до своей гибели занимал должность главного редактора газеты "Курганские вести". В городе ее называли оппозиционной, в публикациях часто критиковали Олега Богомолова, который занимал тогда пост губернатора. Эти статьи зачастую писал сам Кирсанов, за что его и не жаловала действующая администрация. Он не стеснялся обвинять Богомолова в связях с криминальным миром и всеми силами стремился доказать это читателям.
"Он был актуальным, поэтому его исчезновение, конечно, все мы восприняли именно так, как это говорил прокурор, да и сам, кстати, Курпишев: это было громкое дело, и мы до сих пор ждем результатов", – сказал знакомый Кирсанова Павел Овсянников.
В мае 2001 года он как раз готовил очередную разгромную статью. Именно в этот момент, по версии следователей, криминальная элита Кургана и решила действовать. 17 мая Кирсанов не дошел до редакции, а спустя несколько дней в его гараже обнаружили кровь.
Проведенная экспертиза подтвердила: кровь принадлежит журналисту. Тогда первой подозреваемой стала супруга Кирсанова, но ее причастность к преступлению не подтвердили. Позже опросили десятки свидетелей и собирали улики, но выйти на исполнителей так и не удалось. Не удалось и обнаружить тело Кирсанова. Расследование зашло в тупик, пока в 2021-м году технический прогресс не привел к проведению более точных экспертиз. На некоторых уликах были обнаружены следы ДНК двух человек: Курпишева и Штингера. Обоих задержали в том же году.
Штингер сразу стал сотрудничать со следствием: давал показания и принимал участие в следственных экспериментах, полностью признав вину. Тогда и подтвердилось, что убили Кирсанова из-за его провокационных статей. Вместе с Курпишевым они хотели отобрать имеющиеся наработки по новой теме, но журналист отказался отдавать папку с документами. Тогда его забили до смерти, а уже бездыханное тело увезли в неизвестном направлении. Уже позже Штингер отказался от своих слов и уверял, что давал показания под давлением со стороны следователей.
Курпишев, в свою очередь, с самого начала отрицал свою причастность к убийству. Более того, он уверял, что Штингера не знал до 2004 года. Якобы тогда ему и потребовались услуги юриста. Но у следствия иная версия. Курпишев мог быть участником ОПГ "Локомотив" и в то время расправиться не только с Кирсановым. Параллельно занимался тяжелой атлетикой и в нулевых стал президентом курганского отделения пауэрлифтинга. Знакомые помнят его именно как спортсмена.
"Как тренер, как друг, очень молодец парень был. Человек хороший, да. То есть он от мала до велика, как говорится, помогал всем расти. И в спорте, и в жизни", – сообщил знакомый Курпишева Сергей Харламов.
Отец Курпишева так же уверен в невиновности сына. Утверждает, что Иван не мог связаться с криминалом. Задержание стало для него неожиданностью.
Знакомые Штингера также говорили, что не подозревали о его возможной причастности к криминальному миру.
"Среди каких-то криминальных дел я ничего об этом абсолютно не знаю. Я знал его как человека с хорошей стороны, как хорошего адвоката и могу сказать только хорошее о нем", – подчеркнул знакомый юриста Руслан Петров.
Несмотря на это, проведенные экспертизы и собранные следователями улики говорят об обратном. Защитники Курпишева и Штингера в какой-то момент заявили, что Кирсанов жив. Якобы у них есть показания свидетелей, которые подтверждают это. Впрочем, доказать это так и не удалось. Дело сейчас рассматривается в суде присяжных. Несмотря на то, что преступление произошло в Курганской области, процесс перенесли в соседнюю Челябинскую по просьбе подсудимых. Якобы на родине о них уже сформировалось негативное мнение, и рассмотрение дела может быть предвзятым. Накануне, на очередном заседании, выслушали прения сторон по Курпишеву. 20 января это же сделают в отношении Штингера. Уже в ближайшее время коллегия присяжных вынесет свое решение, и в деле будет поставлена точка спустя почти четверть века.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям
