в удобном формате
Партнер E&Y, группы по оказанию услуг в области международного налогообложения, Марина Белякова прокомментировала РЕН ТВ решение Минфина о запуске процедуры по денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром.
Эксперт отметила, что многие ошибочно называют Кипр офшором.
"В классическом понимании Кипр – это не офшор. С офшорами не заключают международных налоговых соглашений, но действительно готовы подтвердить, что владения и финансирование очень многих российских активов строилось именно через Кипр. Почему? Во-первых, потому что на Кипре благоприятная система налогообложения. Во-вторых, потому что было налоговое соглашение с Кипром, которое действовало уже много лет. Оно являлось весьма благоприятным", - отметила Белякова.
Она добавила, что подобные соглашения Россия заключала не только с Кипром.
"Но похожие соглашения действуют сейчас и с другими странами, такими как Люксембург, Голландия, Мальта и целым рядом других государств", - отметила эксперт.
По ее словам, через кипрскую юрисдикцию осуществлялись владения очень многих компаний, работающих в разных отраслях.
"В целом надо понимать, если мы говорим о холдинговых компаниях, а именно такие и создавались на Кипре, то совершенно не важно, в какие отрасли осуществлялись инвестиции. Это любые сферы экономики. Скорее всего, это сотни и тысячи компаний, владение которыми осуществлялись через кипрскую юрисдикцию", - отметила она.
По ее словам, данная мера является фискальной. Делать точные прогнозы пока рано.
"Определенные дополнительные поступления в бюджет ожидать приходится. Но оценить масштаб цифр на данный момент сложно. До конца не понятно, останутся ли структуры владения финансирования такими же, какими они были. Тогда мы будем говорить про рост налоговой нагрузки. Если же структуры поменяются, то и цифры будут другими. Пока говорить об оценках достаточно рано", - отметила эксперт.
Она добавила, что для государства плюсом разрыва такого соглашения станут большие поступления в бюджет страны.
"Как я уже отметила, в первую очередь плюсы тут нужно выискивать для государства. Это ожидаемые дополнительные поступления в бюджет. Плюс весь мир, не только Россия, борется со схемами налоговых злоупотреблений. Мера в некотором смысле позитивна с точки зрения большего порядка в налоговом планировании. Надо понимать, что для бизнеса эта мера недостаточно благоприятная, потому что как минимум придется подумать о каких-то реструктуризациях, а это всегда достаточно болезненное и сложное мероприятие", - отметила аналитик.
По ее словам, представители бизнеса, конечно, будут не рады тому, что придется платить больше налогов. При этом она добавила, что многие государства стремятся пополнить бюджеты.
"Никто не любит платить дополнительные налоги. Но это эпоха такая. Многие государства в силу ряда причин ожидают большего поступления в бюджеты. Сейчас найти юрисдикцию, которая будет идеальной налоговой гаванью, практически невозможно. Тем не менее бизнесу придется платить больше налогов. Вот это основной для него минус", - отметила Белякова.
Она также объяснила, чем могло быть вызвано решение о запуске процедуры по денонсации соглашения.
"Президент объявил о пересмотре не только кипрского соглашения, но и соглашения других стран. Что это может означать? Налоговое соглашение должно действовать до тех пор, пока оно приносит выгоду обеим сторонам. Если речь идет о пересогласовании, то значит наша страна получала от ряда соглашений несоразмерную выгоду, поэтому в долгосрочной перспективе надо готовиться к тому, что Россия пересмотрит и ряд других соглашений", - отметила Белякова.