Новый поворот получила история вокруг грандиозного спора банков и маркетплейсов. Сегодня в него вмешались представители Московского общества защиты потребителей, которые направили письмо в правительство. Их реакцию вызвало обращение крупнейших банков, они призывают запретить снижение цен на онлайн-платформах, которое зависит от того, какой картой платит покупатель.
Общественники считают, что запрет на скидки несостоятелен с точки зрения всей экономики. Корреспондент Павел Кузнецов разбирался в аргументах. Подробнее – в сюжете РЕН ТВ.
В Сети царит негодование и тревога. Пользователи наперебой записывают ролики и сокрушаются: вот-вот может рухнуть основа основ онлайн-шопинга. Пятерка крупнейших банков страны выступила с инициативой на законодательном уровне запретить скидки на маркетплейсах. Того и гляди цены на товары резко взлетят до небес.
Всё началось с официального обращения банков к правительству, и теперь к спору подключаются всё новые и новые ведомства. Претензии к интернет-магазинам, которые создали собственные онлайн-банки и внедрили свои карты для оплаты товаров. В кредитных организациях уверены, что это нарушение правил конкуренции и искусственное занижение цен.
"Мы как раз совершенно не против скидок. Мы против скидок в одни ворота. Вы не клиент какого-то из их банков дочерних. Но вы не можете получить скидку, пока вы не станете клиентом. Мы долгое время говорили про какое-то рабство, зарплатное рабство. Вот это торговое рабство", – утверждал в ноябре глава Сбербанка Герман Греф.
Мама двоих детей Эльвира Тювякина, как и вообще многие женщины в стране, в это торговое рабство отправилась добровольно и находится под гнетом онлайн-шопинга не первый год. Не жалуется. Наоборот. Говорит, удобно, а еще сэкономить можно. Пока еще.
"Я мама в декрете, то есть экономлю семейный бюджет. И, конечно же, если отменят маркетплейсы скидки, соответственно, цены там вырастут в разы, и это станет невыгодно", – отмечает покупатель маркетплейсов Эльвира Тювякина.
Если у кого-то возникает вопрос, а зачем интернет-магазинам вообще делать скидки – ответ прост: таким образом они заманивают новых клиентов. Ведь если есть свой банк, то и комиссию брать необязательно.
"Здесь нет какого-то искусственного занижения цен. Есть просто конкурентная борьба за банковский сектор, в данном случае за рынок платежных услуг, в котором маркетплейсы, создав собственные банки, начинают забирать определенную долю у традиционных банков", – указывает глава Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий.
Банки не успевают интегрироваться в рынок онлайн-торговли и поэтому выставляют чрезмерные требования к маркетплейсам.
Ключевой аргумент банкиров сводится к тому, что скидки, привязанные к платежному инструменту маркетплейсов, якобы представляют собой "платформенный демпинг" и "ценовую гонку на истощение". Сами интернет-площадки парируют.
"Предлагая запретить маркетплейсам скидки, банки вводят двойные стандарты. Они считают, что им можно предоставлять скидки и бонусы своим клиентам внутри своих систем, а маркетплейсам нельзя", – указывают в Ozon.
Говоря языком цифр, рынок интернет-торговли огромен и растет. За первые девять месяцев этого года объемы составили более 5 триллионов рублей. Пока чуть меньше, чем в прошлом, но так впереди новогодние праздники.
"По оценкам экспертов Общественного совета Роспотребнадзора, в случае принятия запрета цены для потребителей вырастут на 15–20%. Маркетплейсами пользуются более 80 млн человек, и, по сути, инициатива крупных банков затронет все российское население – экономически активных граждан и тех, кто от них зависит", – говорит представитель Wildberries & Russ Дмитрий Борщевский.
В Центробанке поначалу даже согласились с претензиями крупнейших кредитных организаций. Но позже взяли паузу. Специально для "Известий" зампред ЦБ так прокомментировал споры вокруг интернет-торговли.
"Речь идет о том, каким образом выстроить механизм оплаты товаров, которые продаются на маркетплейсах. Позиции банков мы, по меньшей мере, услышали. Понятно, что тут разные игроки, потому что другую позицию формируют те банки, которые внутри маркетплейсов. Это тоже нужно видеть. Какие-то решения и варианты, каким образом корректировать действующий закон, либо отложить эту корректировку, появятся в самое ближайшее время", – заявил заместитель председателя Банка России Алексей Гузнов.
В этот спор уже оказались вовлечены и Госдума, и антимонопольная служба. Вопрос явно насущный, говорят эксперты. По крайней мере он так или иначе затрагивает десятки миллионов пользователей онлайн-магазинов.
"Тут вопрос в том, чтобы монополия одних не сменилась монополией других. На этот момент, безусловно, надо обратить внимание. Если бы с этой точки зрения коллеги покритиковали бы маркетплейсы, тогда была бы хоть какая-то логика", – отметил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
А потому необходим диалог. Где, когда и в какой форме – этот вопрос сейчас прорабатывается ведомствами. Главное, чтобы потребитель не пострадал.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям
