в удобном формате
Серьезные изменения могут появиться на ценниках в рыбных отделах уже в ближайшее время. Торговые сети стали массово получать уведомления о подорожании морепродуктов, рыбы и икры. Ожидаемый рост – в среднем на 15–20%. В оптовом сегменте уже заметили огромную волну ценовых повышений.
Обозреватель Павел Матвеев осмотрел прилавки, удивился и выяснил, почему не только деликатесы, даже треска и горбуша поплыли вверх. Подробнее – в сюжете РЕН ТВ.
Цены на рыбу и морепродукты, честно говоря, и без повышения были аховые. Вот рыбный рынок в Москве, прилавки ломятся, но покупателей как-то не очень много.
Сибас – 1400 рублей, креветки по 2700. И такая картина на всех рынках страны. Как дошли до жизни такой? Чего дальше ждать?
Новый поворот. По данным "Нацрыбресурса", в октябре на Дальнем Востоке горбуша продавалась в 2,5 раза дороже, чем год назад, – это оптом. Сельдь подорожала на 37%. Только минтай чуть подешевел. А в Москве цены на селедку выросли на 57%. Да еще и скумбрию задело – 37%.
"Подобные ситуации будут встречаться везде. Ну, давайте представим, у нас, в России, производят 100 кг картошки и еще 100 кг привозят из-за рубежа. И картошка стоит 10 рублей за кг. И вот если из-за рубежа поставок не будет, по причине засухи например, то тогда отечественная картошка вырастет в цене", – сказал финансовый советник Алексей Родин.
Засуха – да, была. В Эквадоре из-за нее буквально сварились креветки, предназначенные к экспорту. Во Вьетнаме, который тоже кормил ими весь мир, бушевал тайфун. Закон экономики: чего становится меньше, то становится дороже. Старожилы припомнят ледяную рыбу: в советское время доступна любой семье, сейчас – деликатес. Ее не вырастить на фермах, а дикую почти всю выловили. От вылова зависит многое.
"Берем такую популярную позицию, как красная рыба. Действительно, полки магазинов переполнены разнообразной продукцией из красной рыбы. Но по отношению к прошлому году, когда было выловлено 610 тысяч тонн красной рыбы, в этом году только 230. К сожалению, это очень сильно толкнуло и, к сожалению, толкнет дальше до Нового года цены на красную рыбу", – говорит руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Валентин Балашов.
Допустим, но нам же обещают подорожание сардин и селедки. А что тогда с этими цифрами? Сельди на Дальнем Востоке добыли на 50 тысяч тонн больше, чем год назад, сардин – почти на 60. А эти виды – почти половина рынка в России. Дорожают, потому что дорожает все. Топливо, транспорт, продукты для тех, кто в море. Переработчики закручивают в консервы свою выгоду – им тоже семьи кормить надо. Крупные ретейлеры пытаются держаться за менее пафосную рыбу.
"Цены на социально значимые категории рыбы (навагу, минтай, путассу) в торговых сетях остаются стабильными, в том числе благодаря развитию прямых поставок в крупные сети от производителей по системе "от моря до прилавка", – заявили в Ассоциации компаний розничной торговли.
И те, и другие, и третьи обещают совсем без рыбы не оставить. Но подтянуть пояса все же придется.
"Если мы говорим о людях среднего дохода и ниже, то, безусловно, им придется ориентироваться на массовую продукцию. А такие виды рыбной продукции, как горбуша, нерка, кижуч или даже треска, – это все-таки уже по праздникам", – добавил Балашов.
Специалисты призывают обратить внимание на минтай – Россия мировой лидер по его вылову. Пока он держит ценовую марку, с ценой на креветки разберемся. Но вот селедка... Хоть селедку надо бы постараться не трогать. Хоть тушкой, хоть в нарезке. Это для русского человека – святое.