в удобном формате
Сегодня в ООН сообщили, что Россия ввела ограничение на зерновую сделку. Москва уведомила о том, что проход судов в одесский порт Южный теперь будет затруднен, а их регистрация ограничена. Все это до тех пор, пока не возобновится экспорт аммиака из России по трубопроводу Тольятти – Одесса, ведь вторым обязательным условием зерновой сделки был выпуск российских удобрений на мировой рынок. А он до сих пор закрыт.
Зерновая сделка фактически остановлена: по ее условиям, перед прибытием на Украину все торговые суда проверяют турецкие, украинские и российские официальные лица. Сегодня совместный координационный центр в Стамбуле заявил, что составить инспекционный план на 1 июня не удалось. И это стало лишь началом: позже Москва сообщила о решении полностью ограничить регистрацию судов в порт Южный из-за запрета на экспорт российского аммиака.
"Отсутствие каких-либо результатов налицо – аммиакопровод как не работал, так и не работает. Без решения этой проблемы речи не идет не то что о добавлении портов и расширении номенклатуры украинского экспорта, но и о дальнейшем продолжении "черноморской инициативы" после 17 июля в принципе", – заявил замминистра иностранных дел РФ Сергей Вершинин.
Саму зерновую сделку подписали в конце июля прошлого года. По условиям соглашения, в Черном море был организован безопасный коридор из портов Черноморска, Одессы и порта Южный до пролива Босфор для транспортировки зерна, продуктов питания и удобрений. Причем именно Южный был одним из двух портов в мире наряду с латвийским Вентспилсом, через который Россия раньше ежегодно экспортировала около четырех миллионов тонн аммиака.
Транзит и само существование зерновой сделки были предметом жарких споров все последние месяцы. В мае лишь 33 судна вышли из украинских портов – это в два раза меньше, чем в апреле. Ранее с трибуны ООН глава МИД Сергей Лавров заявил, что "черноморская инициатива" – игра в одни ворота. Вывоз украинского зерна идет полным ходом, при этом до сих пор не решены главные проблемы, которые вообще определяют целесообразность сделки для России. Например, Россельхозбанк, через который оформляется экспорт нашего зерна, отключен от системы SWIFT.
"Это страховые компании отказываются перестраховывать грузы из России, и это приводит к тому, что страховку очень трудно оформлять, а без страховки покупатель не берет. Ну и платежи – SWIFT же отключен, платежи проходят со скрипом, надо искать какие-то обходные маневры – это очень долго и дорого", – объяснил президент зернового союза Аркадий Злочевский.
Агентство Reuters 1 июня выпустило материал с пометкой "эксклюзив" – "ООН пытается спасти черноморскую зерновую сделку". Речь о расширении соглашения по Черному морю, чтобы включить в него еще больше украинских портов и новые виды грузов.
"Как вы помните, генсек выдвинул сторонам ряд идей по улучшению облегчения работы Совместного координационного центра, а также проработать вопрос экспорта аммиака", – сказал представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик.
На самом деле это чистый популизм – экспорт российского аммиака был прописан в самом первом документе от июля прошлого года. Транзит должен был начаться параллельно с украинским зерном. Скромные 20 тысяч тонн из России были отгружены только через шесть месяцев после заключения сделки. Аммиакопровод "Тольятти – Одесса" до сих пор не запущен.
"Мы вопрос об этом ставили, нам должна быть выгода. Получается, почти год выгода только со стороны Украины. Она получает эти выгоды, эти наши шесть требований не выполнялись никогда", – подчеркнул Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Опасность нарушения основных положений сделки не только в области экономики. Сегодня глава ФСБ Александр Бортников заявил: зерновые коридоры используются для прикрытия атак на российское побережье. Под прицелом и Черноморский флот. Яркий пример – 24 мая украинские беспилотные дроны пытались уничтожить русский корабль "Иван Хурс" у пролива Босфор. Безуспешно, но это как раз транзитная точка судов, следующих в рамках сделки.
"Казалось бы, вроде там зерно вывозится, а на деле происходят не только террористические атаки, но также и поставки оружия. Здесь больше даже работают не украинские диверсанты, а если и они, то, опять же, они курируются НАТО и их сателлитами. И в этом-то и самая опасность для нас и риск", – пояснил военный эксперт Павел Рыжевский.
Формально зерновая сделка действует до 17 июля, но, судя по тому, что Москва начала ограничение транзита судов, пока в один из трех портов, ее действие может прекратиться гораздо раньше.