в удобном формате
На этой неделе Владимир Путин на встрече с промышленниками и предпринимателями подтверждает, что мы меняем саму экономическую модель развития. Корреспондент "Известий" Виктор Синеок узнал о том, какой она будет и почему сама история подтвердила верность поговорки "что русскому хорошо, то немцу смерть".
Несмотря на светский антураж и легкую музыку, все бизнесмены сейчас "бойцы экономического фронта". Это подчеркивала и решительность, с которой министр финансов заходил в зал – официанты едва успевали отпрыгивать в сторону – и по тому, как встречали верховного главнокомандующего. Многие встали заранее.
Главная победа – экономика выдержала сильнейший удар противника.
"Санкционная война, беспрецедентные вызовы, с которыми Россия, да и никакая другая, наверное, страна в мире, еще не сталкивалась в современной истории", – сказал Путин.
Владимир Путин рассказал промышленникам и предпринимателям о том, как развивается наша экономика. По всем подсчетам, у нее хорошие перспективы, но над их реализацией еще нужно работать.
Запад попытался перекрыть нашему бизнесу все внешние рынки, но безуспешно, хотя перемены, конечно, радикальные.
"Я думаю, только так. Мы должны сделать так, чтобы они были к лучшему. От нас зависит. Надо упереться и работать сейчас", – сказал председатель ВТБ Андрей Костин.
Остаться в России оказалось выгодной бизнес-схемой.
"Но мы же с многими здесь многие годы знакомы и часто очень слышим: "Ну, там надежнее". А теперь? Мы с вами знаем, – так, по-семейному скажу, – кто дает советы нашим недоброжелателям, как нас побольше и где ущемить. Но те, кто остался здесь и реально работает, оказались умнее, энергичнее и эффективнее тех, кто уехал и дает там советы нашим недоброжелателям. И успех очевидный", – спросил Путин.
Его можно выразить в цифрах. На 8 с лишним процентов вырос внешнеторговый оборот, на 20% – экспорт. Профицит в 2022 году на 70% больше, чем в 2021.
"Это стояночный тормоз, это обычный тормоз. Раньше это был импортный производитель, теперь это производитель "Метровагонмаш", – демонстрирует специалист.
О том, что санкционную атаку не "спустят на тормозах" на "Метровагонмаше" поняли сразу. Это крупнейший производитель вагонов метро в стране. Примерно 40% деталей были импортными. Причем их выпускали эксклюзивно для завода в Мытищах.
"А сейчас запчасти, которые они для вас сделали, они куда девают?" – спросил корреспондент.
"Ну, себе, наверное, куда-то девают", – пожимает плечами директор по производству АО "Метровагонмаш" Григорий Илюхин.
Запад точно не рассчитывал на такую реакцию, когда запрещал поставки в Россию. За полгода необходимое либо научились делать сами, либо нашли поставщиков в регионах.
Логотипы и надписи на иностранном языке здесь можно встретить только на этапе сборки. Например, "сделано в Германии". В основном разъемы и мелкая электроника. В самом современном вагоне московского метро только 10% импортных комплектующих. Все остальное сделано в России и носит гордую надпись на кириллице.
За минувший год перестроились тысячи предприятий по всей стране, сохранив технологический суверенитет. Это и производства касается, и строительства.
"Мы призываем все-таки проектирование, строительство объектов осуществлять только из нашей продукции", – сказал министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин.
Внутренний спрос растет. Стабилизировался рынок труда, инфляция ниже, чем в Европе.
"Дошло до того, что их руководители предлагают своим гражданам вместо салата и помидоров перейти на репу. Репа хороший продукт, но и за репой, наверное, к нам придется ехать", – сказал Путин.
Пока Путин говорил, немецкая пресса объявила о начале дефицита продуктов. В соседней Польше, плюнув на свои же запреты, начали продавать огурцы и помидоры из России. А вот беспорядки у них свои.
Натравленными собаками голландских протестующих убеждают покинуть улицы. Но недовольство только растет. Франция объята погромами и беспорядками.
Бунт против пенсионной реформы подогрет снижением уровня жизни и ростом тарифов. Экономический кризис вот-вот станет политическим. У протестующих основное требование: Макрона в отставку.
Все, что Запад готовил нам – резкое падение доходов, народный бунт – досталось ему самому. Европейская экономика порвана в клочья. Вот цифры: из некогда мощной индустриальной державы Германии бегут производства и инвесторы.
"Вспоминается русская пословица "Не рой другому яму, а то сам не попадешь". Похоже, вот это самое и происходит. Что касается России, то освободившиеся ниши в связи с уходом некоторых компаний европейских и американских стали занимать отечественные компании", - сказал Путин.
Автогигант "КамАЗ", которому прочили разорение, завершил год с рекордной прибылью.
"Рынок России все равно шестой или пятый в мире", – сказал гендиректор КамАЗа Сергей Когогин.
"Шестой в мире, а в Европе?" – спросил Путин.
"В Европе мы первые", – ответил гендиректор КамАЗа.
Российские предприятиям оказывают мощную поддержку. Промышленная ипотека под 1-3% годовых. 40 крупнейших предприятий уже ею воспользовались. Компаниям компенсируют 75% расходов на создание индустриальных парков.
Тем, кто ищет, куда вложить деньги сейчас, Путин показывает направление. Проект "Север-Юг". 7200 километров из Петербурга, через Северо-Восточную часть российского Кавказа, затем через Азербайджан, Казахстан, Туркменистан в Иран и Индию. А значит к портам Персидского Залива, на Ближний Восток и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Потенциал огромный.
"Это очень хороший проект. Рентабельный, преференциальный. И многие наши партнеры, в том числе в арабском мире, прерывают самый активный интерес к этому", - сказал Путин.
В проект могут вложиться и иностранные инвесторы. У России здравый подход. Путин даже предложил скорректировать известный термин "недружественные страны".
"Он неточно отражает существующие реалии, потому что у нас есть недружественные элиты, их работа наносит ущерб своему собственному населению и своему собственному бизнесу", – объяснил президент.
Хотя задача была – нанести ущерб России. На съезде РСПП Владимир Путин сформулировал принципы новой экономической модели: опора на собственные силы, технологии и кадры, системная поддержка государства и стратегия развития, основанная на внутреннем потенциале страны.