Масштаб перемен в отечественном судостроении можно сравнить с настоящей технологической революцией. Когда-то Петр Первый связал создание новой России с "токмо флотом". "Все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится", – говорил Петр. Специальный корреспондент "Известий" Леонид Китрарь подтверждает: в отношении нашей страны поговорка "большому кораблю – большое плавание" не потеряла свой смысл.
Подъем кораблестроения
Миллионы тонн металла, десятки тысяч инженеров и рабочих, сотни предприятий. Кораблестроение в нашей стране сейчас на небывалом подъеме.
Пассажирское судостроение – новое направление для России. Даже во времена СССР пассажирские теплоходы строились в союзных республиках. Поэтому отечественным корабелам приходится решать задачи и преодолевать трудности, с которыми они раньше не сталкивались.
Конструкция длиной почти 100 метров скоро превратится в первый за долгие годы теплоход. Уже есть имя – "Андрей Дубенский". Будет возить пассажиров по Енисею. Чтобы ходить по сибирской реке, в том числе в маловодье, подводная часть не должна превышать 210 сантиметров. Здесь всего 2 метра. Также теплоход сможет выходить в море.
"Был также и вариант на 180 пассажиров с более круизной составляющей, но поскольку в Красноярском крае достаточно сложно с перевозками, поэтому здесь расширено количество пассажиров до 245", – объясняет руководитель проекта Дмитрий Андронов.
Илья Поляк, старший строитель Средне-Невского судостроительного завода, с гордостью рассказывает "Известиям", что новые суда способны проламывать 20-сантиметровый лед. А значит, продолжительность навигации по Енисею увеличится.
"Выложили носовую часть. Готовимся к открытию главной палубы. Поскольку судно у нас ледового класса, плавает во льду 20 см толщиной, то есть здесь, как видите, очень мощная носовая часть. Мощный форштевень", – добавил Илья.
Круизное судостроение
Развивается не только транспортное, но и в круизное судостроение. Лайнер "Мустай Карим" в деле уже третью навигацию. Капитан и команда прошли специальное обучение, прежде чем принять судно. Уж слишком отличается от старых проектов.

"Самое главное отличие – управление с помощью винто-рулевых колонок. Вот джойстик управления, винт рулевой колонки, она крутится на 360 градусов, с помощью этого судно управляется, и его маневренные характеристики гораздо лучше, чем на всех других судах", – объясняет капитан теплохода "Мустай Карим" Сергей Кайнов.
Анна Исаева, директор по судоходной политике Российской палаты судоходства, стала крестной матерью второго такого круизного лайнера – "Петр Великий".
Пока таких проектов немного. Не хватает инфраструктуры, причалов, модернизированных шлюзов и многого другого. Да и стоимость круизного лайнера немаленькая.
"Реализация таких судостроительных программ круизных – это очень затратная вещь, капиталоемкая. Если грузовое судно можно построить за миллиард с небольшим рублей, то тут – в три, четыре раза больше", – рассказывает Анна Исаева.
Грузовое судостроение
С грузовым судостроением проще. В серии – огромное количество речных сухогрузов. Только "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде уже выпустило 29 кораблей проекта RSD59. И в этой отрасли импортозамещение идет семимильными шагами.
"Мы на судах этого проекта также будем устанавливать винто-рулевые колонки полноповоротные, винто-рулевые колонки также отечественного производства, заменяя их на прежние колонки, которые нам поставляла немецкая фирма "Шатоль", – говорит заместитель гендиректора по производству Олег Тюкаев.
Доставлять грузы по Волге, Дону или Енисею и выгоднее, и быстрее, чем по земле.

Водные артерии страны – маршруты общей протяженностью 100 тысяч километров. На некоторых направлениях альтернатив теплоходам не существует. Например, Красноярский край. В Норильск или Дудинку можно добраться только по воздуху или реке. А есть еще такое понятие, как "северный завоз": когда поселки и города за короткое лето нужно обеспечить продуктами и товарами на месяцы вперед.
Дела ледокольные
Иногда доставкой грузов в отдаленные населенные пункты занимаются даже атомные ледоколы. В марте, например, когда толщина льда больше 1,5 метра, других вариантов нет.
Понять размеры ледокола можно, наверное, только с воды, с берега – нереально. Ну а чтобы привести цифры, можно сказать: катер идет со скоростью около 10 км/ч. Чтобы пройти вдоль всего борта атомного ледокола "Урал", нужно больше минуты.
Съемочной группе "Известий" показали третий ледокол проекта 22220. Технология производства отработана.
В квадратных шахтах прячутся два сердца ледокола – два атомных реактора, которые способны развивать мощность больше 80 тысяч лошадиных сил. И эти реакторы уже запущены.
"Недавно был завершен физпуск реактора, мощность реактора была доведена до трех процентов, испытания прошли на оценку "отлично", сейчас готовимся к следующему этапу – к энергопуску реактора", – пояснил заместитель главного строителя Никита Веллер.

Развитие отрасли
Как ни удивительно, но для российских инженеров создать атомный ледокол едва ли не проще, чем рыболовецкое судно. В этой сфере мы только начинаем свой путь, используя мировой опыт.
"У нас на каждом из судов полноценная фабрика, то есть мы полный цикл обеспечиваем. Мы как вылавливаем, так и перерабатываем продукцию – на судне у нас фабрика, предназначенная для 25 тонн рыбы в сутки", – отмечает руководитель проекта Александр Пусков.
Уже сейчас верфи загружены заказами на годы вперед. Вкладывать будут не только в новые проекты, но и в расширение заводов, обучение моряков и речников, инженеров и сварщиков, и, конечно, заводских рабочих.
"Пять вузов и 22 филиала, которые ежегодно готовят порядка 50 тысяч человек, приходящих в нашу отрасль. Но в то же время сегодня уже флот начал развиваться, объем перевозок растет постепенно", – говорит заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов.
Задачи стоят масштабные. Но главное – именно сейчас есть шанс построить мощную и независимую отрасль с сотнями тысяч рабочих мест.