window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
30 июня 2022, 12:51

Как Франция отказалась подчиняться США и пошла против НАТО

Франция официально вернулась в военную структуру Североатлантического альянса только через 43 года - весной 2009-го.
Фото: © ТАСС/DPA
Читать ren.tv в

Когда в феврале 1966 года президент Шарль де Голль заявил, что Франция выходит из военной организации НАТО, это стало настоящим шоком для остальных стран-участниц Альянса. В разгар холодной войны из НАТО выпадало одно из ключевых звеньев – в этом видели важную победу Москвы. Впрочем, точнее было бы назвать это победой Парижа. Ведь выход из военной организации Североатлантического альянса стал результатом целенаправленной политики французского президента, считавшего своей главной задачей обеспечение подлинного суверенитета страны. Подробнее о демарше Франции и его причинах – в материале РЕН ТВ.

Французская Республика и НАТО

С момента создания Альянса в 1949 году Франция была одним из основных его участников. Для вступления в эту организацию у страны были основания.

Во-первых, Вторая мировая война и немецкая оккупация нанесли ей колоссальный ущерб, экономика была серьезно подорвана и Франция была вынуждена согласиться с планом Маршала. План экономической помощи западноевропейским странам, пострадавшим во время войны, являлся инструментом холодной войны США против СССР и в то же время был мощным средством по укреплению доллара как международной валюты. Но для ослабленной Франции такой план был единственным выходом из кризиса.

Во-вторых, формирование Североатлантического альянса происходило в условиях уже сложившейся модели биполярного мирового устройства. Франция как страна капиталистического типа автоматически становилась союзником США. Поэтому для Франции сотрудничество с заокеанскими и европейскими партнерами в экономической и военной сферах было неизбежным.

Фото: © Фотохроника ТАСС

Первый президент Пятой республики

Герой Второй мировой войны и символ французского Сопротивления – генерал Шарль де Голль – стал президентом Франции в 1959 году. Своего исторического шанса он не упустил: де Голль действительно сделал президентскую власть эффективным инструментом своего политического курса.

Для начала де Голль и его сторонники добились почти всеобщей поддержки французов для принятия Конституции Пятой республики. Из парламентского режима с усиленной президентской властью Франция стала страной с "полупрезидентским" правлением: глава государства получил большие полномочия в сфере внешней и военной политики. Шарль де Голль взял курс на возрождение величия Франции, которую он видел независимым государством, самостоятельно определяющим свою судьбу и направление своего развития. 

Французский президент хотя и не являлся ярым противником США, тем не менее никогда не считал, что Франция должна послушно следовать в фарватере американской политики и поддерживать все без исключения действия заокеанского союзника. Шарль де Голль отчетливо видел, как после войны Соединенные Штаты энергично и агрессивно старались установить доминирующие позиции в Западной Европе, проникая в экономику и политику многих стран, включая Францию.

Стремление де Голля и его сторонников вырваться из-под опеки США особенно усилилось в начале 1960-х, когда американцы в лице президента Джона Кеннеди объявили о планах создания неких многосторонних ядерных сил НАТО, которые должны были подчиняться командованию блока, то есть Соединенным Штатам. В ответ де Голль запустил крупномасштабную программу создания Францией собственного ядерного оружия.

Фото: © Global Look Press via ZUMA Press/Keystone Pictures USA

Противостояние с США

Париж постепенно дистанцировался от Вашингтона. Американцы тоже упорствовали. Администрация Линдона Джонсона, унаследовавшая план многосторонних ядерных сил вместе с министром обороны Робертом Макнамарой, не отказалась от него и после того, как в 1963 году план был в первый раз отвергнут де Голлем. На сессии совета НАТО в Оттаве в мае 1963-го Лондон  предложил модификацию американского плана, в соответствии с которым многосторонние ядерные силы создавались бы не вместо, а наряду с национальными ядерными потенциалами. Этот проект тоже не встретил одобрения.

В декабре 1964 года американская делегация представила на рассмотрение сессии совета НАТО третью версию плана, предполагавшую совместное строительство надводных боевых кораблей-носителей ядерного оружия на условиях софинансирования и передачи их под командование общенатовского органа, голоса в котором распределились бы соразмерно доле каждой страны в финансировании программы.

Американский план вызвал небывало бурную реакцию французской делегации, которая почувствовала себя почти оскорбленной: предложения Вашингтона полностью расходились с представлениями Парижа о формуле отношений ядерных держав Запада в сфере безопасности. Франции такая схема виделась в форме тройственной директории США, Франции и Британии (такая идея была выдвинута де Голлем еще в 1958 году), которые должны были совместно принимать ключевые решения, причем каждая из трех держав обладала бы правом вето на применение ядерного оружия. Французская делегация снова высказалась против американского плана.

Фото: © Global Look Press/Gerd Herold

Усиление противоречий

С точки зрения Парижа, план был воплощением американской линии на подчинение Западной Европы и включение ее в стратегию Вашингтона в качестве послушного партнера, у которого было только одно предназначение: предоставлять Соединенным Штатам плацдарм в Старом Свете для противостояния Советскому Союзу. Французский президент не хотел конфронтации с США, но он не считал подчинение Вашингтону лучшим средством обеспечения интересов Франции.

В отличие от заокеанских коллег, Париж не рассматривал всерьез перспективу глобальной войны против СССР. Франция не хотела ее, не видела оснований подозревать СССР в желании ее развязать и была не намерена в ней участвовать на чьей бы то ни было стороне. Безопасность Франции в Париже фактически отделили и от безопасности Запада в целом, и от безопасности США. 

Кроме этого, де Голль отвергал сосредоточенность американских политиков исключительно на возможности войны с "социалистическим блоком". Его видению соответствовала концепция "многосторонной обороны"  (multi-sided defense) или "многостороннего сдерживания" (multilateral deterrence), в рамках которой конфликт с СССР и его союзниками был только одним из нескольких негативных сценариев развития событий.

Неизбежное разъединение

Стремление Парижа к обособлению внутри военно-политической стратегии Запада усиливалось по мере разрастания войны США во Вьетнаме в 1965-1966 годах. Франция резко критиковала Вашингтон за начало вьетнамской кампании. Шарль де Голль подозревал США в желании присвоить французское "колониальное наследство" и перехватить геополитический плацдарм в Индокитае, который прежде принадлежал французам.

Фото: © Global Look Press/Pascal Deloche / GODONG

Париж учитывал фактическую вовлеченность в войну Советского Союза и Китая, которые действовали на стороне вьетнамцев. Расклад сил во многом напоминал корейскую войну 1950-1953 годов, и французский лидер не исключал расширения масштабов конфликта за счёт неконтролируемой эскалации противостояния США с двумя коммунистическими державами. Столкнуться с риском стать заложником советско-американской конфронтации французское руководство не хотело.

Радикальное решение

21 февраля 1966 года Франция официально заявила о выходе из военной организации НАТО. Мотивируя свое решение, Шарль де Голль заявил, что в связи с изменившимися условиями в мире политика, проводимая в рамках Североатлантического альянса, противоречит интересам Франции и может привести к автоматическому вовлечению ее в конфликты. 
Президент Пятой республики добился от США эвакуации с французской территории всех военных штабов НАТО, вывода союзнических войск и ликвидации иностранных военных баз.

Франция официально вернулась в военную структуру Североатлантического альянса только через 43 года – весной 2009-го. Французские оппозиционные политики, как правые, так и левые – представители "Национального объединения" и партии "Непокоренная Франция" – критикуют это решение и говорят, что сегодняшней Франции нужно не подчинение НАТО, а подтверждение суверенитета на международной арене.  
 

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_994279 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_994279')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_994279', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_994279', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_994279(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_994279(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })