window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
04 июля 2022, 17:24

Как появились "окопная война" и позиционные бои

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Что такое позиционная война и какое оружие в ней применяют?
Фото: © commons.wikimedia.org

Некоторые военные кампании проходят стремительно, что называется блицкригом – всего за несколько недель, а то и дней, но бывает такое, что противники упираются в позиции друг друга, не имея сил продвинуться дальше. Такое противостояние может длиться годами. Грохот снарядов превращается в ежедневную рутину. Что о позиционных боях знает современная наука? И какое оружие используется в таких сражениях? Об этом рассказывает программа "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ!

Позиционные тупики

Противостояния на линии разграничения между киевскими войсками и бойцами Донецка и Луганска во многом были похожи на позиционные бои Первой мировой войны.

"Система ВСУ на Донбассе и эшелонирована, и создавалась восемь лет. Причем она была готова как к отражению нападения, так и для совершения атаки с этих укрепленных позиций. Система очень серьезная, особенно в районе Донецка. Чудо, что в 2014 году ВСУ не захватили Донецк", отметил главный редактор газеты "Спецназ России" Павел Евдокимов.

Позиционные бои были характерны для Русско-японской войны в самом начале прошлого века. Спустя десять лет ситуация повторилась в Европе.

"Занимались перестрелками, наносили артиллерийские удары, но при этом не предпринимали активных боевых действий. Первая мировая война дала нам классику позиционных тупиков", сказал Павел Евдокимов.

Проволочные заграждения

Позиционная война совершенно изменила взгляды специалистов на боевые действия. Началось активное развитие авиации. Аэропланы, в отличие от наземных войск, могли свободно пересекать линию фронта и сбрасывать бомбы на голову противника.

Кроме того, появились новые виды вооружения. Иногда – совершенно чудовищные, типа боевых отравляющих газов. И что характерно, одним из символов позиционных боев стала колючая проволока.

Проволочные заграждения, как правило, ставили в несколько рядов на расстоянии около 60 шагов от окопов. Это не позволяло противнику перебросить через "колючку" гранаты. Чтобы ставить заграждения максимально быстро, французы наматывали проволоку на барабан. В результате получилась так называемая спираль Бруно. Изобретение оказалось живучим. Такие спиральные заграждения используются и в наше время.

Фото: © Global Look Press/US Army/Digital

Мины

В наше время мины – один из самых эффективных способов защиты своих позиций. Заграждения из таких боеприпасов очень любили ставить украинские нацисты, которые не обучались военному делу. Действовали они настолько неумело, что не раз подрывались на собственных минах. 

В окопной войне Первой мировой минных полей не устанавливали. В то время были распространены многометровые минные туннели, которые вели к позициям противника.

Именно в то время появились необычные военные специалисты – слухачи. Они слушали, не роет ли вражеская сторона подкоп. Для этого использовались саперные лопаты. Лопату втыкали штыком в землю и прикладывали ухо к закругленному концу рукояти.

Артиллерия

Во время Первой мировой войны от артиллерийских обстрелов погибло больше людей, чем от пуль, выпущенных из винтовок и пулеметов. В погоне за крупным калибром стороны снимали тяжелые орудия с береговых батарей и неимоверными усилиями доставляли их на поле боя.

"Хрестоматийным примером этого стала 420-миллиметровая немецкая гаубица "Большая Берта", с помощью которой немцы сокрушали французские форты. Но такие же орудия были и на вооружении итальянской армии, и на вооружении австрийской армии", пояснил кандидат исторических наук Вадим Левашко.

Артиллерия – главное, но не единственное оружие позиционной войны. Ее характерная особенность – широкая нейтральная полоса, которая разделяет окопы противников. Чтобы преодолеть это расстояние и добраться до позиций врага, потребовалось принципиально другое оружие.

"Это миномет, способный навесным огнем послать мину через нейтральную полосу на голову врага. Миномет становится полноценным оружием именно для того, чтобы помочь пехоте справиться с передней линией и с ее пулеметными гнездами", – сказал Вадим Левашко.

Фото: © Global Look Press/Scherl

В противостоянии на Донбассе минометные обстрелы позиций ДНР и ЛНР, а вместе с ними и мирных кварталов стали обычным делом для украинских боевиков. Правда, большинство так называемых бойцов ВСУ понятия не имело о том, как обращаться с подобным оружием.

Огнеметы и пулеметы

Если противостояние в Донбассе требовало хотя бы формального соблюдения Минских соглашений, то в позиционных боях Первой мировой стороны не были ограничены никакими правилами. Поэтому они придумывали самые изощренные способы уничтожения друг друга.

"Немецкий исследователь Фидлер предложил использовать для этого огонь и предложил первую концепцию огнемета. Это бак, в котором под большим давлением находится жидкость, горючее, которое выстреливается из специальной трубки в сторону противника. При этом оно поджигается, и если не выжигает позиции противника, то здорово их пугает", – отметил Вадим Левашко.

Первые огнеметы были громоздкими и неудобными. Их обслуживали несколько человек. Поэтому особой роли в позиционной войне такое оружие не сыграло. Куда большую эффективность показали пулеметы. Для атаки на открытой местности ручной пулемет подходил идеально. Но в позиционных боях драться приходилось в окопах. Здесь требовалось более компактное оружие.

Пистолет-пулемет Шмайссера был первым оружием такого типа. Он стрелял сравнительно маломощными пистолетными патронами – отсюда и название. Это оружие отличалось сравнительно небольшой дальностью, да и точность оставляла желать лучшего, а из-за особенностей "улиточного магазина" перезаряжать его было крайне неудобно.

Однако благодаря пистолету-пулемету немецкие солдаты получали большое преимущество. Впрочем, веский ответ противника не заставил себя долго ждать. В 1918 году к боевым действиям присоединились американцы. Среди прочего оружия они поставляли в Европу винчестеры.

Ручная граната

К началу XX века ручная граната считалась таким же устаревшим оружием, как, скажем, старинные кремниевые ружья. Практика показала, что списывать со счетов такое оружие было рано. Именно в Первую мировую появилась знаменитая граната F-1, которую еще называют лимонкой.  

Фото: © Global Look Press/Sojka Libor/CTK

"Ни один пехотинец в бой без гранаты не идет. Если бы кому-нибудь сказать это в Русско-японскую войну – на смех бы подняли", отметил Вадим Левашко.

Пользуясь смекалкой, солдаты Первой мировой войны отправляли ручные гранаты к позициям врага самодельными рогатками и катапультами. Снаряды хоть и летели в сторону противника, но все же куда попало. 

Прицелиться из таких устройств было невозможно, да это особо и не требовалось. Главная задача – измотать противника, держа в постоянном напряжении. В позиционных боях нашего времени тоже применяют тактику так называемого беспокоящего огня.

"Противника надо постоянно заставлять нервничать. Желательно еще нести потери в живой силе и технике. И вот как раз беспокоящий артиллерийский огонь преследует именно такую цель", – пояснил Павел Евдокимов.

Холодное оружие в окопах

Наравне с мощнейшей артиллерией в позиционных боях используется и холодное оружие. Когда противники встречаются лицом к лицу, в тесноте окопов, исход боя может решить рукопашная схватка.

Для рукопашных схваток в окопах Первой мировой идеально подошли и американские ножи-кастеты. Деревянная ручка имела сплошную полукруглую железную гарду с выступающими наружу зубцами. Удар, нанесенный таким кастетом, часто становился смертельным.

Кстати, в ход шли не только ножи, но и саперные лопатки. Надо заметить, что саперная лопатка вообще вещь универсальная. Ею копали, применяли как приспособление для прослушивания звуков под землей, на ней даже готовили как на сковороде. А в окопных боях саперная лопатка становилась полноценным холодным оружием.

Еще больше о том, как устроен этот мир, самые интересные факты и истории смотрите в выпуске программы "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым. Новые выпуски смотрите на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_993642 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_993642')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_993642', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_993642', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_993642(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_993642(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })