"Публика в холодно-нарядной Опера переродилась: люди взбирались на кресла, в исступлении кричали, стучали, махали платками, плакали в несдержанно-азиатском, а не в сдержанно-европейском восторге. Русский гений завоевал столицу мира и весь мир. Европа приняла в себя, впитала Мусоргского, его "Бориса Годунова" и приняла, впитала в себя Шаляпина, его громадное чудо, его громадный гений", – так пересказывал Серж Лифарь воспоминания Дягилева о том вечере.
"Русский балет"
На волне успеха Дягилев решается на следующий шаг: привезти в Европу балет. Будучи визионером, он задумался о "малых формах", которые противостояли бы классическим традициям. В своих воспоминаниях Дягилев писал, что ему хотелось видеть такие постановки, в которых "три фактора балета – музыка, рисунок и хореография – были бы слиты значительно теснее, чем это наблюдалось до сих пор". Идею он реализовал в четвертых "Русских сезонах" 1909 года. Он подписал контракты с ведущими солистами обеих столиц – Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Михаилом Фокиным, Вацлавом Нижинским и другими.
В репертуаре нового сезона были заявлены балеты "Павильон Армиды", "Клеопатра" и "Сильфида", а также "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Александра Бородина. Михаил Фокин был назначен главным хореографом постановок. Премьера четвертого "Русского сезона" состоялась 19 мая 1909 года. Большинство зрителей и критиков не оценили новаторскую хореографию балетов, но все были в восторге от декораций и костюмов Льва Бакста, Александра Бенуа и Николая Рериха. Балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина произвели настоящий фурор.
Взлеты и падения
После этого Дягилев полностью сосредоточился на балетной антрепризе и обновил репертуар, включив в программу сезонов "Шехеразаду" на музыку Николая Римского-Корсакова и балет по мотивам русских народных сказок "Жар-птица", музыку к которому написал молодой композитор Игорь Стравинский.