Турция угрожает наложить вето на вступление Швеции и Финляндии в НАТО. Камнем преткновения стала группа членов Рабочей партии Курдистана, проживающая на территории этих стран. Анкара не первый год требует выдачи тех, кого называет преступниками, однако в Осло и Хельсинки непременно отвечают отказом. Кто первым пойдет на уступки? Как в НАТО решат курдскую проблему? Об этом РЕН ТВ рассказал специалист по Ближнему Востоку, курдолог Рустам Рзгоян.
Чужой среди своих
Рзгоян указывает, что Турция не является надежным членом НАТО.
"Считать Турцию надежным союзником невозможно. Считать те или иные страны надежными союзниками априори невозможно, потому что у каждой страны есть свои интересы, и она их априори преследует", — заявил эксперт.
По его словам, Турция всегда старалась выжать для себя максимум дивидендов.
"Если мы вспомним случай с беженцами, который произошел несколько лет назад, турки максимально использовали его, поторговались с Западом. Как только Запад пошел на уступки, Турция вошла в лоно европейской политики", — отмечает Рзгоян.
Специалист уверен: между Западом и Турцией всегда была некоторая дистанция. Прослеживается она на примере затянувшегося вступления страны в Евросоюз.
"На протяжении многих десятилетий Брюссель обещает Анкаре, что официально примет, заключит соглашение, и Турция станет членом Евросоюза. Но как только эти моменты наступают, Брюссель придумывает новые поводы и оправдания, чтобы отсрочить все. И после прихода к власти Реджепа Эрдогана Турция ведет политику как независимая страна, учитывает только свои интересы", — говорит эксперт.

Политический вес курдов
Рзгоян назвал Эрдогана прагматичным политиком.
"Он пытается выторговать у Запада преференции и использует нынешний случай, чтобы получить дивиденды. Сделать так, чтобы в Швеции и Финляндии Рабочая партия Курдистана была признана террористической, добиться выдачи курдских политиков, которые нашли убежище в скандинавских странах. На мой взгляд, на какие-то уступки Запад пойдет, и после этого Турция свое вето снимет", — подчеркнул курдолог.
Тем не менее, выдачу курдов он полагает невыполнимым условием. Курдская диаспора хорошо интегрирована в местное сообщество. Курды имеют влияние в культурной, экономической и политической сферах.
"На последних выборах в Швеции в 2018 году пять курдских политиков вошли в состав парламента. Эта диаспора является наиболее активной в защите прав курдского населения на Ближнем Востоке", — уточнил Рзгоян.
По его мнению, допустимы уступки со стороны коллективного Запада, однако в полной мере требования Турции выполнены не будут. В Швеции и Финляндии проживают более 100 тысяч курдов, а обвиняемые Анкарой и вовсе являются гражданами этих стран.
"Нужно учитывать, что сейчас у власти как в Швеции, так и в Финляндии находятся левые партии, а Рабочая партия Курдистана по своей идеологии тоже является левой организацией", — напоминает специалист.

Когда передумают турки
Юнус Эмре Канат обратил внимание, что РПК и курдские Отряды народной самообороны (YPG) считаются террористическими организациями на территории США и большинства стран ЕС, но не в Швеции и Финляндии. В Скандинавии курды рассчитывают на нейтралитет принимающей стороны и даже получают некоторое финансирование.
"Эта ситуация привела к тому, что обе страны заработали негативную репутацию в Турции. Потому неудивительно, что когда Хельсинки и Стокгольм решили вступить в НАТО, президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил: Анкара, которая присоединилась к НАТО в 1952 году, наложит вето на вступление этих стран в альянс", — объяснил политолог.
Швеция и Финляндия, как утверждает Канат, настроены на диалог с Турцией. В идеальной для Анкары ситуации они экстрадируют указанных лиц, сократят контакты с РПК и YPG, а офис данных организаций в Стокгольме перестанет существовать. Однако даже постепенное выполнение требований способно заставить турков передумать.