в удобном формате
Один из первых фильмов советской "новой волны" – "Летят журавли" – вышел на экран в 1957 году и произвел сногсшибательный эффект. Картина совершенно не походила на то, что снимали раньше. Новым в ней было все: естественная игра актеров, необычные характеры, признание права человека на ошибки, великолепная операторская работа. Почему простая история героев восхитила весь мир? Как новаторские приемы оператора Сергея Урусевского опередили свое время и стали классикой? И почему Татьяна Самойлова так и не снялась в Голливуде?
Простая фабула
В основе сюжета – несложная история жизни девушки Вероники (ее играет Татьяна Самойлова), жених которой (Алексей Баталов) уходит на фронт. И тогда она, не то от собственной слабости, не то от страха, вызванного бомбежкой, сближается с его братом – пианистом Марком.
Фильм был необычным во всем: в накале страстей, с которым проживали экранную жизнь его герои, в необычности героини. Раньше советские фильмы не были такими страстными и такими откровенными, да и проблемы были совсем другими. Надо было героически преодолевать трудности и быть верным коммунистом. А здесь героиня изменяет жениху, который ушел на фронт, с подлецом и трусом, и при этом авторы почему-то на ее стороне.
После выхода фильма на экран его ругали во всех центральных газетах как идеологически неправильный: "Не может быть у советской девушки такой внешности, и никогда она так себя не поведет". Но в Европе картину приняли с восторгом, а во Франции "Летят журавли" и вовсе стали лидером проката.
Сложные съемки
Работа над фильмом шла непросто, актеров преследовали неудачи. Сначала тяжело заболела Татьяна Самойлова: у нее был туберкулез и приходилось каждые три часа продувать легкие и делать уколы.
Затем пострадал и Алексей Баталов. В фильме есть эпизод, когда его герой дерется с солдатом, отпустившим неуместную шутку в адрес Вероники. На съемках этой сцены Баталов упал в воду, из которой торчали обрубленные стволы и ветки. Актер сильно поранил лицо, пришлось наложить несколько швов. Как признавался позже Алексей Владимирович, он тогда мысленно попрощался с профессией. Однако порезы быстро зажили, и уже через месяц актер вернулся на площадку.
Гениальный оператор
"Летят журавли" стали шедевром благодаря уникальному тандему, который сложился у Михаила Калатозова и Сергея Урусевского. Художник по образованию (его учителем был Владимир Фаворский), он обладал уникальным кинематографическим видением и не прерывал съемки до тех пор, пока не находил решение для того или иного эпизода.
"Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно-радостный голос Урусевского: "Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…" С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой", – вспоминал Алексей Баталов.
Для одного из эпизодов Урусевский сначала снимает героиню в тесном автобусе, выходит с ней и ныряет в толпу, а следом, без склейки, взлетает в небо над колонной проезжающих танков. Для 50-х годов такая манера съемки была революционной.
Художественные приемы
Сам Сергей Урусевский рассказывал, что ему интересно не просто фиксировать происходящее на камеру, а активно вовлекать в действие на экране зрителя. Он был уверен, что оператор должен двигаться вместе с актерами, играть вместе с ними, через камеру выражая свое отношение к событиям, делая камеру – а через нее и зрителя – их соучастниками.
Урусевский пользовался легкой ручной кинокамерой с широкоугольным объективом, что позволяло ему производить съемку в движении, бежать за героями, смотреть на происходящее их глазами, протискиваться вместе с героиней сквозь толпу. Более того, в одном из знаковых эпизодов фильма, когда Вероника в смятении бежит, камера находится в руках самой актрисы. Оператор манипулирует и скоростью съемки – она начинается с 18 кадров в секунду, прореживается до 12, а в кульминационный момент доходит до 4, что позволяет ощутить фрагментарность зрения Вероники и силу ее отчаяния.
Крупные планы, показывающие самые тонкие переживания героев, неожиданные ракурсы, многократная экспозиция, когда в результате получается многослойное и многосложное – "образное" – изображение. Вот далеко не полный список приемов, использованных Сергеем Урусевским.
Лифт-кран и круговые рельсы
Два рифмующихся эпизода – прощание героев на лестнице и смерть Бориса – были сняты благодаря техническим изобретениям самого Урусевского. Вдоль железного столба тянули вверх люльку с оператором – таким образом Урусевский вместе с камерой поднимался параллельно взлетавшему по ступеням Борису. Операторские рельсы обеспечивали равномерное движение тележки с камерой по кругу. Снимая смерть главного героя, Урусевский впервые в отечественном кино применил круговые рельсы и снял легендарное кружение берез на фоне бездонного неба.
Смелость ракурсов, узоры из света и тени, эксперименты со скоростью и движением камеры – так гениальный оператор создавал накал чувств.
Сегодня новаторские находки Калатозова и Урусевского стали всеобщим достоянием. Режиссеры всего мира подхватили кружение берез в сцене гибели Бориса, и любой кинозритель знает: раз кинокамера пошла по деревьям, значит надо с героем прощаться. Сцена проводов на фронт также разошлась на цитаты. Бег Вероники через толпу, ее дыхание, например впечатлили режиссера Кэтрин Бигелоу, которая признавалась, что специально выстраивала в своей исторической драме "К-19" сцену ухода на фронт, как в картине "Летят журавли".
Французский связной
На Каннский фестиваль фильм попал, можно сказать, случайно – благодаря никому тогда неизвестному Клоду Лелушу. Это потом он снимет легендарную ленту "Мужчина и женщина" и прославится на весь мир. А в 1957-м ему было двадцать лет и он приехал в Москву как оператор – снимать Всемирный фестиваль молодежи и студентов. По стечению обстоятельств Лелуш оказался в мосфильмовском павильоне, где работали над "Летят журавли". Калатозов пригласил его в монтажную и даже показал двадцать уже смонтированных минут.
"Я вышел из киностудии взволнованным, испытав одно из самых потрясающих впечатлений. Этот день, наверное, останется самым значительным в моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а режиссером", – рассказывал Клод Лелуш.
Вернувшись во Францию, он позвонил директору Каннского фестиваля и рассказал, что Калатозов снимает шедевр, который обязательно должен быть в программе фестиваля.
"Я был буквально одержим тем, что видел на съемках, но главное самим фильмом Михаила Калатозова. Я не был знаком ни с кем из дирекции фестиваля – просто в силу возраста. Но, вероятно, я был настолько воодушевлен и убедителен, что ко мне прислушались", – вспоминал Клод Лелуш.
Триумф на Лазурном берегу
Советскую ленту встретили в Каннах с восторгом. Реакция зрителей была невероятной.
"Вначале в зале была тишина, почти полфильма прошло, и никакой реакции. Мы вжались в кресла... неужели они не поняли? Потом я оглянулась – а все плачут, и женщины, и мужчины. В конце устроили долгую-долгую овацию", – рассказывала Татьяна Самойлова.
В фильм "Летят журавли" влюбились все: и критики, и простые зрители. Самойлова стала звездой мирового уровня. Вокруг нее вращался весь каннский бомонд – Жан Маре, Жан Кокто, Пабло Пикассо. Художник был потрясен, уточнив после показа, что за все годы существования кинематографа не видел ничего подобного. "В глазах этой русской богини можно утонуть", – сказал он о Татьяне Самойловой.
"Летят журавли" пока остаются единственным отечественным фильмом, получившим высшую награду Каннского фестиваля.
Несложившийся роман с Голливудом
Появление Татьяны Самойловой на красной дорожке оказалось не менее заметным, чем сам фильм. Ее конкурентками были Софи Лорен и Женевьева Паж, но внимание публики было приковано именно к Самойловой. Этот триумф мог стать поворотным в ее судьбе. Актрису приглашали в Голливуд – на роль Анны Карениной. Ее Вронским должен был стать Жерар Филип...
Лестные предложения сыпались одно за другим, однако советские чиновники от кино все заманчивые контракты отклоняли лаконичной фразой: "Самойлова очень занята".
Однако поработать с европейскими коллегами ей все же удастся. В 1960-м она снимется в советско-французском фильме "Леон Гаррос ищет друга" в ключевой роли певицы, невесты полярного летчика. Затем будет роль разведчицы-радистки в венгерской военной картине "Альба Регия" и в советско-итальянской ленте "Они шли на Восток", где Татьяна Самойлова сыграла коллаборационистку Соню.
Какие еще награды получил фильм "Летят журавли"
- Почетный диплом на Международном кинофестивале в Локарно (1958);
- особая премия (разделена с фильмами "Высота" и "Дом, в котором я живу") на кинофестивале в Москве (1958);
- номинация в категории "Лучший фильм" Британской киноакадемии (1959);
- номинация в категории "Лучшая актриса" Британской киноакадемии (1959);
- назван среди ста лучших фильмов мира по опросу Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) в 1995 году.