window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
18 мая 2022, 14:28

Как советский шедевр "Летят журавли" покорил Канны

Следите за нашими новостями
в удобном формате
На 11-м Каннском фестивале картина Михаила Калатозова получила "Золотую пальмовую ветвь".
Фото: © Кадр из фильма "Летят журавли"

Один из первых фильмов советской "новой волны" – "Летят журавли" – вышел на экран в 1957 году и произвел сногсшибательный эффект. Картина совершенно не походила на то, что снимали раньше. Новым в ней было все: естественная игра актеров, необычные характеры, признание права человека на ошибки, великолепная операторская работа. Почему простая история героев восхитила весь мир? Как новаторские приемы оператора Сергея Урусевского опередили свое время и стали классикой? И почему Татьяна Самойлова так и не снялась в Голливуде?

Простая фабула

В основе сюжета – несложная история жизни девушки Вероники (ее играет Татьяна Самойлова), жених которой (Алексей Баталов) уходит на фронт. И тогда она, не то от собственной слабости, не то от страха, вызванного бомбежкой, сближается с его братом – пианистом Марком. 

Фильм был необычным во всем: в накале страстей, с которым проживали экранную жизнь его герои, в необычности героини. Раньше советские фильмы не были такими страстными и такими откровенными, да и проблемы были совсем другими. Надо было героически преодолевать трудности и быть верным коммунистом. А здесь героиня изменяет жениху, который ушел на фронт, с подлецом и трусом, и при этом авторы почему-то на ее стороне.

После выхода фильма на экран его ругали во всех центральных газетах как идеологически неправильный: "Не может быть у советской девушки такой внешности, и никогда она так себя не поведет". Но в Европе картину приняли с восторгом, а во Франции "Летят журавли" и вовсе стали лидером проката.

Фото: © Актриса Татьяна Самойлова на фоне афиш к фильму "Летят журавли". 1958. Каннский кинофестиваль. Франция. Global Look Press

Сложные съемки

Работа над фильмом шла непросто, актеров преследовали неудачи. Сначала тяжело заболела Татьяна Самойлова: у нее был туберкулез и приходилось каждые три часа продувать легкие и делать уколы.

Затем пострадал и Алексей Баталов. В фильме есть эпизод, когда его герой дерется с солдатом, отпустившим неуместную шутку в адрес Вероники. На съемках этой сцены Баталов упал в воду, из которой торчали обрубленные стволы и ветки. Актер сильно поранил лицо, пришлось наложить несколько швов. Как признавался позже Алексей Владимирович, он тогда мысленно попрощался с профессией. Однако порезы быстро зажили, и уже через месяц актер вернулся на площадку.

Гениальный оператор

"Летят журавли" стали шедевром благодаря уникальному тандему, который сложился у Михаила Калатозова и Сергея Урусевского. Художник по образованию (его учителем был Владимир Фаворский), он обладал уникальным кинематографическим видением и не прерывал съемки до тех пор, пока не находил решение для того или иного эпизода.

Фото: © Борис - Алексей Баталов, Вероника - Татьяна Самойлова. TASS:Archive

"Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно-радостный голос Урусевского: "Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…" С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой", – вспоминал Алексей Баталов. 

Для одного из эпизодов Урусевский сначала снимает героиню в тесном автобусе, выходит с ней и ныряет в толпу, а следом, без склейки, взлетает в небо над колонной проезжающих танков. Для 50-х годов такая манера съемки была революционной.

Художественные приемы

Сам Сергей Урусевский рассказывал, что ему интересно не просто фиксировать происходящее на камеру, а активно вовлекать в действие на экране зрителя. Он был уверен, что оператор должен двигаться вместе с актерами, играть вместе с ними, через камеру выражая свое отношение к событиям, делая камеру – а через нее и зрителя – их соучастниками.

Урусевский пользовался легкой ручной кинокамерой с широкоугольным объективом, что позволяло ему производить съемку в движении, бежать за героями, смотреть на происходящее их глазами, протискиваться вместе с героиней сквозь толпу. Более того, в одном из знаковых эпизодов фильма, когда Вероника в смятении бежит, камера находится в руках самой актрисы. Оператор манипулирует и скоростью съемки – она начинается с 18 кадров в секунду, прореживается до 12, а в кульминационный момент доходит до 4, что позволяет ощутить фрагментарность зрения Вероники и силу ее отчаяния.

Фото: © TASS:Archive

Крупные планы, показывающие самые тонкие переживания героев, неожиданные ракурсы, многократная экспозиция, когда в результате получается многослойное и многосложное – "образное" – изображение. Вот далеко не полный список приемов, использованных Сергеем Урусевским.

Лифт-кран и круговые рельсы

Два рифмующихся эпизода – прощание героев на лестнице и смерть Бориса – были сняты благодаря техническим изобретениям самого Урусевского. Вдоль железного столба тянули вверх люльку с оператором – таким образом Урусевский вместе с камерой поднимался параллельно взлетавшему по ступеням Борису. Операторские рельсы обеспечивали равномерное движение тележки с камерой по кругу. Снимая смерть главного героя, Урусевский впервые в отечественном кино применил круговые рельсы и снял легендарное кружение берез на фоне бездонного неба.

Смелость ракурсов, узоры из света и тени, эксперименты со скоростью и движением камеры – так гениальный оператор создавал накал чувств. 

Сегодня новаторские находки Калатозова и Урусевского стали всеобщим достоянием. Режиссеры всего мира подхватили кружение берез в сцене гибели Бориса, и любой кинозритель знает: раз кинокамера пошла по деревьям, значит надо с героем прощаться. Сцена проводов на фронт также разошлась на цитаты. Бег Вероники через толпу, ее дыхание, например впечатлили режиссера Кэтрин Бигелоу, которая признавалась, что специально выстраивала в своей исторической драме "К-19" сцену ухода на фронт, как в картине "Летят журавли".

Французский связной

На Каннский фестиваль фильм попал, можно сказать, случайно – благодаря никому тогда неизвестному Клоду Лелушу. Это потом он снимет легендарную ленту "Мужчина и женщина" и прославится на весь мир. А в 1957-м ему было двадцать лет и он приехал в Москву как оператор – снимать Всемирный фестиваль молодежи и студентов. По стечению обстоятельств Лелуш оказался в мосфильмовском павильоне, где работали над "Летят журавли". Калатозов пригласил его в монтажную и даже показал двадцать уже смонтированных минут. 

"Я вышел из киностудии взволнованным, испытав одно из самых потрясающих впечатлений. Этот день, наверное, останется самым значительным в моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а режиссером", – рассказывал Клод Лелуш.

Фото: © Михаил Калатозов. РИА Новости/Николай Пашин

Вернувшись во Францию, он позвонил директору Каннского фестиваля и рассказал, что Калатозов снимает шедевр, который обязательно должен быть в программе фестиваля. 

"Я был буквально одержим тем, что видел на съемках, но главное самим фильмом Михаила Калатозова. Я не был знаком ни с кем из дирекции фестиваля просто в силу возраста. Но, вероятно, я был настолько воодушевлен и убедителен, что ко мне прислушались", – вспоминал Клод Лелуш.

Триумф на Лазурном берегу

Советскую ленту встретили в Каннах с восторгом. Реакция зрителей была невероятной.

"Вначале в зале была тишина, почти полфильма прошло, и никакой реакции. Мы вжались в кресла... неужели они не поняли? Потом я оглянулась  а все плачут, и женщины, и мужчины. В конце устроили долгую-долгую овацию", – рассказывала Татьяна Самойлова.

В фильм "Летят журавли" влюбились все: и критики, и простые зрители. Самойлова стала звездой мирового уровня. Вокруг нее вращался весь каннский бомонд – Жан Маре, Жан Кокто, Пабло Пикассо. Художник был потрясен, уточнив после показа, что за все годы существования кинематографа не видел ничего подобного. "В глазах этой русской богини можно утонуть", – сказал он о Татьяне Самойловой.

"Летят журавли" пока остаются единственным отечественным фильмом, получившим высшую награду Каннского фестиваля.

Несложившийся роман с Голливудом

Появление Татьяны Самойловой на красной дорожке оказалось не менее заметным, чем сам фильм. Ее конкурентками были Софи Лорен и Женевьева Паж, но внимание публики было приковано именно к Самойловой. Этот триумф мог стать поворотным в ее судьбе. Актрису приглашали в Голливуд – на роль Анны Карениной. Ее Вронским должен был стать Жерар Филип...

Фото: © ИТАР-ТАСС

Лестные предложения сыпались одно за другим, однако советские чиновники от кино все заманчивые контракты отклоняли лаконичной фразой: "Самойлова очень занята". 

Однако поработать с европейскими коллегами ей все же удастся. В 1960-м она снимется в советско-французском фильме "Леон Гаррос ищет друга" в ключевой роли певицы, невесты полярного летчика. Затем будет роль разведчицы-радистки в венгерской военной картине "Альба Регия" и в советско-итальянской ленте "Они шли на Восток", где Татьяна Самойлова сыграла коллаборационистку Соню.

Какие еще награды получил фильм "Летят журавли"

  • Почетный диплом на Международном кинофестивале в Локарно (1958);
  • особая премия (разделена с фильмами "Высота" и "Дом, в котором я живу") на кинофестивале в Москве (1958);
  • номинация в категории "Лучший фильм" Британской киноакадемии (1959);
  • номинация в категории "Лучшая актриса" Британской киноакадемии (1959);
  • назван среди ста лучших фильмов мира по опросу Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) в 1995 году.
Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_976597 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_976597')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_976597', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_976597', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_976597(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_976597(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })