window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
19 мая 2022, 10:33

Как проходили рыцарские турниры: правила и интересные факты

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Как состязания из побоища превратились в театрализованные представления.
Фото: © Global Look Press/Birgit Koch/imageBROKER.com

Рыцарские турниры после появления в конце XI века позволили решать сразу несколько задач – дисциплинарную, педагогическую, экономическую, развлекательную. Такие состязания давали возможность небогатым молодым людям – младшим сыновьям в семьях (и потому не наследникам каких-либо состояний) – выпустить пар, занять себя, а если повезет, то прославиться и обогатиться.

Каково это смотреть на мир из рыцарского шлема? Насколько сложно было организовать турнир? Зачем нужны верные оруженосцы? И много ли романтики было в рыцарских турнирах? Об этом – Тимофей Баженов в программе "Как устроен мир".

Способ заработать

Рыцарь, закованный в доспехи от макушки до пят – классический символ Средневековья. И классический символ феодального строя: рыцари часто становились феодалами благодаря верной службе монарху, который щедро одаривал за нее землей и деньгами. Ведь средневековые рыцари были в первую очередь профессиональными воинами. И продемонстрировать свои боевые качества они могли именно на турнирах. Изначально они и зародились как способ в мирное время учиться военному делу. Ну и чтобы опытные участники могли показать свою силу и доблесть.

Далеко не все рыцари в Средние века выходили на поле боя, отстаивая высокие идеалы. Некоторые брали в руки оружие за деньги, то есть были наемниками. Это не считалось зазорным. Рыцарь мог поступить на службу к одному монарху, затем перейти к другому. Были воины, которые не гнушались грабежом захваченных земель. Это тоже было нормой. Поправить свое финансовое положение, а заодно и обратить на себя внимание потенциального нанимателя рыцари могли, приняв участие в турнирах.

"В произведениях, которые романтизируют образ рыцарства, турниры часто представляют как съезд благородных джентльменов в доспехах, которые борются за цветок прекрасной дамы. На самом деле состязания были способом хорошо заработать. Безусловно, дамы там тоже были. И награды от них присутствовали. Но вот золотые листья или крупные награды, которые предоставлялись на турнирах, стоили гораздо больше и имели большую ценность в глазах рыцарей", – говорит историк Артем Шиляев.

Фото: © Рыцарский турнир, историческая гравюра на дереве, 1870 год. Global Look Press/BAO/imageBROKER.com

Организация турнира

Найти формальный повод для состязания в средневековой Европе было нетрудно. Это мог быть любой церковный праздник, коронация принца, военная победа или семейное торжество организатора состязания: помолвка, свадьба, рождение ребенка. Иногда этого всего и вовсе не требовалось, достаточно было желания. А потом наступал черед рутинной работы: надо было согласовать турнир (английские короли, к слову, часто были против, впрочем, как и церковь), пригласить участников и публику, подготовить ристалище.

За составом участников, кстати, следили очень строго. Ни в коем случае на состязание не допускали рыцарей, уронивших свое достоинство – предателей, лжесвидетелей, грабителей. А также самозванцев – не рыцарей и даже не дворян. Считалось, что сражение с простолюдином запятнает честь настоящих рыцарей. 

Турнир обычно начинался с копейных конных боев. Но, если после трех заездов с копьями определить победителя не получалось, соперникам могли предложить продолжить бой спешившись. Поэтому, кроме копья, средневековые воины брали с собой на состязание меч или топор.

Важной особенностью всех этих колюще-режущих предметов являлось то, что они непременно должны были быть... тупыми. Начиная с XIII века французские королевские указы, к примеру, предписывали рыцарям пользоваться во время турниров исключительно тупым оружием. Его еще и называли оригинально: оружие "для удовольствия" (от французского à plaisance). Смертельное же оружие (à outrance) следовало оставить до настоящих сражений.

Фото: © Global Look Press/EIBNER/EXPA/Juergen_Feichter

Раз нужно везти с собой много оружия, нужен и тот, кто им займется. Оруженосец был необходим на рыцарском турнире еще и потому, что без него было практически невозможно надеть доспехи и забраться на лошадь. Кроме этого, он помогал рыцарю и во время боя – поднимал его на ноги, если тот вылетал из седла. Оруженосцами обычно становились юноши, еще не посвященные в рыцари. На турнире у них был неплохой шанс показать себя: перед началом состязаний им иногда разрешали сразиться друг с другом. 

Рыцари-виртуозы

На рыцарских турнирах воины могли в полной мере продемонстрировать свое мастерство. При этом рискуя значительно меньше, чем во время реальных сражений. Современные поклонники средневековых состязаний тщательно изучают историю турниров и уделяют тренировкам самое пристальное внимание.

"Мы кладем на землю платки, их надо поднять копьем. Изначально на турнирах это была отработка "добития" пехотинца. Один из способов пехотинцу спастись от лошади – лечь на землю. Лошадь старается не наступить на препятствие, она бережет ноги. И это от природы, это не гуманизм, а инстинкт", – рассказывает реконструктор Дмитрий Петухов.

Участники турниров старались показать себя во всей красе и произвести впечатление на окружающих. Для того чтобы продемонстрировать виртуозное владение копьем, им порой даже не нужно было сражаться с соперником. 

Фото: © Global Look Press/Matthias Oesterle/ZUMAPRESS.com

"На турнирах это превратилось в куртуазный обычай, когда дама, проявляя благосклонность к рыцарю, бросала ему какой-то элемент своей одежды. Это могли быть перчатка, платок или лента, которой украшали рукава платьев. И рыцарь должен был поднять копьем этот предмет, повязать себе и воевать дальше во славу этой дамы", – добавил Петухов.

От схватки до представления

Рыцари сражались на турнирах не только верхом. Хотя именно такие поединки считались самыми зрелищными. Соперники в полной броне и с подготовленным копьем сходились в конном бою. Трижды или до тех пор, пока один из них не выпадал из седла. Если же обоим удавалось удержаться, победителем считался тот, кто большее количество раз сломал копье о щит противника.

"Одиночные поединки, джостинги, стали очень популярны на турнирах с XIII века. Они могли быть и конными, и пешими, но неизменно оставались очень зрелищными. Цель выхода один на один была очень простой – нужно было столкнуть противника с лошади ударом копья или поразить его щит или шлем", – объясняет историк Алексей Медведь.

Если в самом начале своей истории XI–XII веков рыцарские турниры выглядели как массовые схватки на пересеченной местности, где сотни рыцарей сражались одновременно, то примерно к XV веку все кардинально изменилось. Турниры превратились в настоящие театрализованные представления. Для них писали специальные сценарии, а атмосферу создавали пышные декорации. У них появилась еще одна цель: развлекать придворную знать наряду с балами и пирами.

Фото: © Global Look Press/Matthias Oesterle/ZUMAPRESS.com

Несмотря на то что пик популярности турниров пришелся на XIII–XIV века, их значение для следующих поколений весьма велико. Историки считают, что популярность рыцарских турниров в Европе серьезно повлияла и на военное дело, и на культурный климат на континенте.

Еще больше о том, как устроен мир, самые интересные факты и истории – в программе Тимофея Баженова "Как устроен мир". Новые выпуски смотрите на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_976319 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_976319')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_976319', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_976319', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_976319(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_976319(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })