window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Самые необычные настольные игры советских детей

Во времена СССР настольные игры, как и вся печатная продукция, подлежали цензуре.
Фото: © РИА Новости/Дмитрий Дебабов
Читать ren.tv в

Настольные игры были популярны всегда – и во времена царской России, и в Советском Союзе. В первые десятилетия существования СССР настольные игры, помимо варианта досуга, представляли собой средство пропаганды и воспитания. После смены власти у многих игр поменялось лишь название и оформление, однако в 1980-х годах они изменились наряду с политикой партии и правительства. Какие настольные игры были у советских детей? Вспоминаем в материале РЕН ТВ.

"Перелет Москва – Китай"

В годы Первой мировой войны для строительства российских самолетов самую важную деталь приходилось закупать за рубежом, поэтому новая власть решила покончить с технологической отсталостью. В 1923 году появилось Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота, целью которого было содействовать развитию отечественной гражданской авиации. Свою деятельность "Добролет" рекламировал, в том числе, с помощью настольных игр. В результате в 1925 году появилась игра "Перелет Москва – Китай". Кидая кубики, игроки должны как можно быстрее добраться до Пекина, вылетев с московского аэродрома.

Фото: © Global Look Press/imagebroker.net

"Электрификация"

В 1928 году появилась игра "Электрификация". Играть в нее могли от двух до четырех игроков с помощью больших и маленьких карточек с картинками. На четырех больших карточках были изображены деревня, город, аул и порт – эти объекты игроки должны электрифицировать. Маленькие карточки перемешивались и раздавались участникам. Игроки вытягивали карточки у своих соседей и откладывали парные картинки. В конце у них должны были остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочками. По числу таких карточек на игровом поле открывались закрытые кружками поля – электрифицированные объекты. Побеждал тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым. 

"Дадим сырье заводам"

Детская игра "Дадим сырье заводам" появилась в 1930 году, в разгар строительства заводов. В настольной игре участникам необходимо было бросать кубики, перемещаться по полю и собирать различное вторсырье, которое будет переработано на игровых заводах. Кто давал заводам больше сырья, тот и побеждал. 

Военные игры 

В 1933 году советские власти почувствовали угрозу новой мировой войны, и в ход пошла настольная военно-патриотическая пропаганда, рассчитанная на будущих солдат и командиров. В 30-е годы появилось большое количество военных игр. Среди них – "Химическая война", "Революция", "Красные и белые", "Воздушный бой", "Морской бой", "Бой танков". 

"Ленин идет в Смольный"

В апреле 1970 года СССР отмечал столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. В связи с этим в апрельском номере детского журнала "Веселые Картинки" была опубликована игра "Ленин идет в Смольный". Она представляла собой классический лабиринт – игрокам предоставлялась возможность провести Ильича в историческую ночь с 24 на 25 октября (по старому стилю) из конспиративной квартиры в Смольный, при этом ночной город изобиловал опасностями – патрули, конные юнкера. Многим игрокам прогулка по ночному предреволюционному Санкт-Петербургу показалась скучной, поэтому вскоре появилась "многопользовательская версия" – было несколько игроков и несколько Лениных. Побеждал тот, чей Ленин добрался до Смольного первым.

Настольные игры 80-х годов 

В советское время настольные игры подлежали цензуре Главного управления по делам литературы и издательств. Сюжеты большинства игр представляли собой рекламу того, как стать достойным гражданином страны.

  • 1979 год – настольная игра "В космос". Главная детская мечта мальчишек советской эпохи – стать космонавтом и полететь в открытый космос, как Гагарин. Попробовать себя в этом качестве легко можно было в этой игре.
  • 1981 год – "Мы капитаны". Игроки – капитаны рыболовецких сейнеров – должны не просто довести свои корабли до рыбокомбината, но и наловить по дороге не менее 30 тонн свежей рыбы.
  • 1982 год – "Приключения на Луне". Каждый участник представлял себя капитаном совершенного корабля будущего и принимал участие в спасательной экспедиции в космосе, попутно справляясь с разными происшествиями, выпадающими по игровым карточкам.
  • 1987 год – "Собери урожай". Каждый участник должен был собрать все плоды со своей яблони.

Не менее захватывающими были настольные игры с экономическим уклоном, появившиеся в 1988 году. 

  • "Менеджер": история игры началась с резкой критики в прессе – она не была похожа на привычные в СССР ходилки, при этом многим казалась дикой мысль о том, что можно продавать и покупать государственные предприятия, тем более такие именитые, как "Дом Ленинградской торговли", "Гостиный двор". Создатель игры, учредитель фирмы "Петропан" Валерий Панкратов точно отразил в игре результаты будущих экономических событий в России: приватизацию, инфляцию, ввод в обращение купюр крупного достоинства.
  • "Биржа" или "Акционер": ход игровой партии имитирует игру на бирже со всеми соответствующими атрибутами – акциями, контрольными пакетами, банкротствами, торговыми операциями.
  • "НЭП": игроки стремятся получить максимальную прибыль по вложенному капиталу и одновременно разорить своих конкурентов.
Фото: © "Конверсия". Кадр youtube.com

"Конверсия"

В 1991 году большую популярность получила настольная игра "Конверсия". Это не клон американской "Монополии", а вполне самостоятельная игра. Участниками становились несколько человек, один из которых являлся банкиром. Он раздавал остальным игрокам стартовый капитал, который можно было тратить на покупку сырья, заводов, транспортных средств и в дальнейшем заниматься производством товаров, добычей или транспортировкой сырья. Все произведенное или добытое из земли можно продавать или на внутреннем рынке за рубли или на внешнем – за доллары (была и возможность менять рубли на доллары по игровому курсу). Во время каждого из ходов игрок должен был совершить одно из действий – купить, продать, отправить груз заказчику, взять ссуду. 

Первая ролевая игра

"Заколдованная страна" стала первой ролевой настольной игрой, выпущенной в конце советской эпохи. Она была непохожа на привычные советские игры и представляла собой переделку американской серии "Dungeon & Dragons" (сокращенно D&D – "Подземелья и Драконы"). В советской настольной игре было поле с локациями, книга ведущего с описанием этих локаций, персонажи, карточки с монстрами и кубики, с помощью которых решались исходы игровых поединков. В последние годы существования СССР "Заколдованная страна" была дефицитной, как и многие продукты. 

Во времена СССР не было компьютеров и игровых приставок, поэтому советских детей невозможно было оторвать от настольных игр. Однако многие из них оказались забыты после распада Советского Союза. 

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
// puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.localStorage.getItem('getBidsReceived').split(',') if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_971633')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_971633', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "myTarget", "params": { "placementId": "336252" } }, { "bidder": "relap", "params": { "placementId": "tJ2dQzv69g33YmJi" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "16855" } }, { "bidder": "otm", "params": { "placementId": "24107" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }}, { "bidder": "betweenDigital", "params": { "placementId": "2755771" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_971633', params: params, lazyLoad: { fetchMargin: '200', mobileScaling: '2' } }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ 'account':'ren_tv', 'tmsec': 'ren_tv', 'autohit': false }); }); const newScript = document.createElement('script'); newScript.onload = function() { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector('script'); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })('https://tns-counter.ru/');