window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Как Маяковский связан с самым дерзким побегом из женской тюрьмы

Как сложилась судьба беглянок?
Фото: © Владимир Маяковский. РИА Новости/Абрам Штеренберг
Читать ren.tv в

Австралийские полицейские разыскивают трех заключенных, сбежавших из женской тюрьмы города Перта. Осужденные совершили побег из центра предварительного заключения прямо среди бела дня. Жителям Перта посоветовали держаться от беглянок подальше, а заметив их, немедленно звонить в полицию. Побеги из женских тюрем - редкие случаи в практике сотрудников пенитенциарных систем. Самый дерзкий и массовый побег женщин из мест заключения произошел в 1909 году в России: из-под ареста сбежали 13 каторжанок. Как им удалось вырваться на волю из каторжной тюрьмы? И какую роль в этом событии сыграл поэт Владимир Маяковский? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Создание женской тюрьмы на Арбате

Знаменитый "дом-книжка" на Новом Арбате сейчас принадлежит правительству Москвы, а 100 лет назад на этом месте располагался комплекс невзрачных двухэтажных строений - крупнейшая женская тюрьма в столице. Она была рассчитана на содержание 242 заключенных. В зданиях помимо камер находились швейная мастерская, школа и даже ясли для детей арестанток.

"Речь идет о знаменитой женской тюрьме, которая в просторечье называлась "Новинки". До Екатерины II здесь находился Новинский женский монастырь. В 1764 году он был упразднен. В этом здании появилась сначала школа-интернат для солдатских детей, а потом арестантские роты московского гарнизона", - отметил историк, директор Международного центра педагогического образования МПГУ Сергей Засорин.

Фото: © Вид на комплекс зданий Правительства Москвы на Новом Арбате (Здание секретариата СЭВ, "дом-книжку") и улицу Новый Арбат (справа). Артем Коротаев/ТАСС

Первая арестантка столичной женской тюрьмы

В 1907 году здание арестантских рот переоборудовали в острог. Одной из первых туда попала 22-летняя эсерка Наталья Климова. Дочь богатого рязанского помещика росла благовоспитанной барышней, училась на высших женских курсах в Петербурге, вместе с отцом путешествовала по Европе.

Но в 21 год Наталья познакомилась с эсером-террористом Михаилом Соколовым. Она без памяти влюбилась, вышла за него замуж и вместе с ним участвовала в покушении на министра внутренних дел Петра Столыпина.

"Террористы взорвали бомбу на Аптекарском острове в Петербурге. Это была летняя дача Столыпина. 27 человек - просителей, пришедших к Столыпину, невинных ни в чем, погибли. Были ранены и искалечены дочь и сын-наследник Столыпина. Соколов был приговорен к смертной казни через повешение", - отметил Сергей Засорин.

Климову вместе с другими организаторами теракта тоже приговорили к смерти. Но затем Наталье вдруг смягчили приговор, заменив казнь на пожизненное заключение. Историки предполагают, что за дочь похлопотал отец - видный деятель партии октябристов, которая в то время служила опорой царскому правительству.

Фото: © Наталья Климова - русская революционерка, член партии социалистов-революционеров.

План побега

Девушка попала в Новинскую тюрьму - в камеру к политическим заключенным. Там Климова сразу стала подбивать сокамерниц к побегу. К удивлению Натальи, им вызвалась помочь местная надзирательница.

"Надзирательница Александра Тарасова. По поводу этой ситуации есть две версии. Одна версия - что, попав на работу в тюрьму не от хорошей жизни, она просто прониклась идеями социалистов-революционеров. Вторая версия - что ее изначально эсеры туда как-то внедрили. Тарасова была связующим звеном между заключенными и теми, кто организовывал непосредственно побег", - рассказала кандидат исторических наук Анастасия Назукина.

В осуществлении дерзкого плана арестанткам помогали их товарищи по партии, оставшиеся на свободе. Они вели переписку с заключенными через надзирательницу. Узницам повезло: начальница исправительного учреждения, княжна Елизавета Вадбольская на соблюдение тюремных правил смотрела сквозь пальцы. В частности, она никогда не устраивала досмотр вещей арестанток.

"Заключенные готовились очень тщательно к побегу, они даже репетировали, как связывать надзирательниц, на себе самих. То есть они своих сокамерниц учились связывать очень быстро для того, чтобы справиться и с надзирателями потом", - пояснила Анастасия Назукина.

Фото: © Новинская женская тюрьма.

Как семья Маяковского была связана с побегом?

Климова и ее сокамерницы планировали побег около двух лет. Среди тех, кто помогал им, была и семья Владимира Маяковского. Будущему поэту в 1909 году исполнилось 16 лет. Его мать Александра Алексеевна и две сестры - Людмила и Ольга - шили мужскую одежду для заключенных. В нее беглянки должны были переодеться перед тем, как покинуть тюрьму.

"День Х" назначили на август, но в июне надзирательница Тарасова сообщила плохие новости: кто-то сдал арестанток и сообщил начальству об их планах. Решено было бежать срочно. Тем более что подвернулся удачный момент.

"Были события, которые развернулись накануне. Отмечали юбилей Полтавского сражения, и на улицы были выведены все основные силы - усиленная охрана. И на следующий день предполагался, конечно же, отдых, поэтому охрана тюрьмы тоже была не очень подготовлена в этот момент. И этой ситуацией воспользовались", - отметила Анастасия Назукина.

День побега

В ночь на 1 июля Александра Тарасова открыла дверь камеры номер восемь. Арестантки выскочили в коридор и связали двоих надзирательниц, а затем через окна второго этажа спустились по веревкам из простыней на улицу. Юный Володя Маяковский из колокольни соседнего храма предварительно подал им знак, что все в порядке.

Большинство охранников в это время находились во внутреннем дворе тюрьмы, а надзиратель, дежуривший на входе, крепко спал. Один из эсеров заранее подружился с ним и накануне дежурства напоил водкой со снотворным.

"Замысел побега заключался в том, что заключенные должны были, переодевшись в мужскую одежду, выйти на свободу и бежать. Не всё в полной мере получилось. Четверо в последний момент отказались рисковать", - сказал Сергей Засорин.

Судьба арестанток

Из 17 женщин, содержавшихся в камере, Новинскую тюрьму покинули 13. К ним присоединилась и надзирательница Тарасова. Троих арестанток поймали в первые же часы после побега.

Из-за возраста и болезни они не могли быстро передвигаться и не успели добраться до конспиративных квартир. Беглянок судили в марте 1910 года в Московском окружном военном суде. Они получили новые сроки. А вот 10 арестанток сумели скрыться, и вскоре многие из них уехали за границу.

"Наталья Климова совершила просто фантастическое путешествие. Она из России перебралась в Монголию, потом через Тибет - в Японию. Затем она на корабле переместилась в Париж и там уже оказалась в нашей революционной миграции", - отметил Сергей Засорин.

Во французской столице Наталья познакомилась с товарищем по партии Иваном Сталировым, который бежал с читинской каторги. В 1911 году пара поженилась. Наталья решила покончить с революционным прошлым, родила трех дочерей. 

После Февральской революции 1917 года ее супруг уехал в Россию. Наталья должна была последовать за ним, но не успела. Климова заболела гриппом "испанка" и умерла в октябре 1918 года.

Фото: © Ориентировка на Наталью Климову.

Новые порядки Новинской тюрьмы

Между тем в Новинской тюрьме после дерзкого побега заключенных провели масштабную проверку. Порядки, заведенные в казенном учреждении, неприятно удивили следователей.

"Оказалось, что, по большому-то счету, тюрьма не соответствовала требованиям. То есть там надзирательницы могли встать и уйти пообедать или поспать. Какой-то внешней ограды не было. Окна на улицу выходили. Конечно, все получили за это наказание. Потом переоборудовали частично тюрьму, обнесли забором", - отметила Анастасия Назукина.

Владимир Маяковский вскоре после побега арестантов был задержан по подозрению в соучастии. Молодого человека доставили в Мещанский арестный дом. 

Будущий поэт, по собственным воспоминаниям, скандалил, вину не признавал и уверял, что о происшествии прочитал в газетах. Через полгода Маяковского отпустили из-за отсутствия улик.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным!

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_946999 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_946999')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_946999', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "myTarget", "params": { "placementId": "336252" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "adfox_imho-video", "params": { "p1": "cxedf", "p2": "hity" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_946999', params: params, lazyLoad: { fetchMargin: '200', mobileScaling: '2' } }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_946999(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_946999(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })