window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
22 февраля 2022, 18:51

Как Запад использует против России идеи "архитектора холодной войны"

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Некоторые тезисы "длинной телеграммы" Джорджа Кеннона остаются актуальными и сегодня, хотя борьба СССР и США ушла в прошлое.
Фото: © Репродукция карикатуры "На поверхности и внизу" из газеты "Правда", апрель 1949 года. РИА Новости

22 февраля 1946 года советник американского посла в СССР Джордж Кеннан отправил в Госдепартамент так называемую "длинную телеграмму", которая оказала непосредственное влияние на политику Вашингтона в отношении Москвы в послевоенный период. Таким образом он ответил на запрос американского казначейства, которое любой ценой пыталось выяснить, почему Советский Союз отказывается присоединяться к международным финансовым структурам, находившимся под влиянием Штатов.

После проведенного анализа Кеннан лично обрисовал ситуацию в СССР, уместив пять обширных частей в восемь тысяч слов. Также он дал рекомендации, как властям США стоит выстраивать диалог с СССР. Кеннан пытался убедить американских чиновников, что сотрудничество с Москвой невозможно - взгляды дипломата, изложенные в телеграмме и статье для издания Foreign Affairs, выразили будущую позицию администрации президента США Гарри Трумэна, а самого автора впоследствии назвали "архитектором холодной войны".

Фото: © Джордж Кеннан, дипломат, политолог и историк (в центре), награжден Президентской медалью свободы, высшей гражданской наградой Соединенных Штатов, президентом США Джорджем Бушем-старшим. Ron Sachs / CNP

Почему "длинная телеграмма" стала фундаментом западной политики на долгие годы? И как заложенные в 1940-е годы основы влияют на отношения между США и Россией в современности? Подробности - в материале РЕН ТВ.

"Кеннон стремился подыграть Трумэну"

Джордж Кеннан был одним из самых опытных советологов Соединенных Штатов, еще в 1933-1937 годах занимая должность третьего секретаря в посольстве США в СССР. У него было достаточно времени, чтобы ознакомиться с действиями властей и с обществом. Дипломат резко критиковал советскую систему и внешнюю политику, которую проводил Кремль. В то же время он склонялся к идее консолидации европейских государств против Советского Союза.

"Джордж Кеннан - сам по себе сотрудник посольства США в СССР, очень интересная личность. В 1930-е годы он работал в Советском Союзе, после чего возглавил российский сектор Госдепартамента и был весьма антисоветски настроен, призывал Запад к объединению против Москвы. Что самое интересное, во время Второй мировой войны он открыто критиковал идею создания антигитлеровской коалиции. Но жизнь распорядилась так, что в 1944 году, когда война еще не закончилась, он вернулся на работу в американское посольство в Советском Союзе", - рассказал политолог Андрей Кошкин в беседе с РЕН ТВ.

По словам эксперта, в послевоенный период Вашингтон пытался "подмять под себя" Москву, желая подключить ее к международным финансовым структурам. А Гарри Трумэн, который пришел на смену умершему Франклину Рузвельту, стал дистанцироваться от попыток наладить взаимодействие с Иосифом Сталиным.

Фото: © Джордж Кеннан, бывший посол США в России и Югославии, во время участия в программе "Беседы с Эриком Севарейдом" . В передаче говорилось, о советско-американских отношениях после Второй мировой войны. 1975 год. Getty Image

"Учитывая силу и мощь Советского Союза, Трумэн понимал, что нужны серьезные аналитические, научные подходы к осмыслению складывающейся ситуации. И здесь Кеннон предлагает свои услуги, что в значительной степени придает важности и авторитета его размышлениям. Вот почему так внимательно стали исследовать его материал. В целом он был признан как идеолог холодной войны, человек, который разбирается в этом вопросе, стремится. Как говорится, знатока лучше не придумаешь. Кеннон стремился подыграть Трумэну. А раз так, то и содержание его работ, в том числе телеграммы, скорее было направлено на то, чтобы США цементировать изнутри и направлять против Советского Союза", - добавил Кошкин.

Американская "дубинка" против СССР

Стремительное продвижение США в европейскую зону было утверждено "доктриной Трумэна" в 1947 году. Именно это событие положило начало широкой "военной помощи", за которой зачастую пряталось вмешательство во внутренние дела других государств. Территории стран превращались в военно-стратегические плацдармы, чтобы оказывать непрерывное давление на СССР и союзников Москвы. Однако антисоветские планы начали активно появляться раньше - сразу после окончания Второй мировой войны.

"Еще до записки Кеннана, в ноябре-декабре 1945 года, у американских военных был разработан план нанесения по Советскому Союзу 20 ядерных ударов по важнейшим центрам СССР", - напоминает историк, научный руководитель Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Фото: © Ядерная бомба "Толстяк". Википедия

Эксперт пояснил, что даже в период президентства Рузвельта Штаты уже пересматривали отношения, оглядываясь на геополитические интересы.

"Интерес США был в том, чтобы сдерживать Советский Союз, не давать распространять влияние на континент, поставить в экономическую зависимость от США в послевоенное время, тем самым приобретая для себя геополитические выгоды. И не допустить, чтобы освобожденные Красной армией страны попали под советское влияние", - добавил историк.

По его словам, на тот момент Москва еще не была заинтересована в европейском "санитарном кордоне" из восточноевропейских стран, она в первую очередь сосредоточила внимание на поиске друзей.

"И как раз документ Кеннана и последующая американская политика провоцировали во многом начало холодной войны, и это было сделано намеренно. Поскольку новый президент США Трумэн вел уже более жесткую политику в отношении Советского Союза по сравнению с тем, что была у Рузвельта. И здесь как раз Трумэн нашел отражение образов своих мыслей. Американцы уже обладали ядерным оружием, тот же Трумен говорил: "У нас есть дубинка", - добавил историк.

Что содержалось в "длинной телеграмме" Кеннана

Коротким посланием американский дипломат не ограничился - у него вышла обширная работа из пяти пунктов, копия которой сейчас доступна в Сети.

Фото: © Послание Джорджа Кеннана.

 Изначально послание было предназначено для узкого круга руководителей американской внешней политики, но в скором времени распространилось среди тысяч чиновников и дипломатов. В тексте телеграммы советник посла объяснял:

  • руководство СССР воспринимает Запад в качестве главного врага и пытается посеять недоверие между странами;
  • необходима стратегия сдерживания СССР с демонстрацией решимости применить силу;
  • требуется препятствовать любым попыткам Советского Союза выйти за пределы сферы влияния;
  • необходимо решить проблемы Запада и общества США, чтобы СССР не воспользовался слабостями;
  • надо пресечь советский экспансионизм и интерес к странам, теряющим статус колоний.

Кеннан в целом оценивал советское послевоенное мировоззрение с точки зрения руководства СССР и населения страны. Также он пытался понять, как взгляды политической элиты способны повлиять на реальную политику, и делал прогнозы по международной ситуации.

Кеннан и суть доктрины НАТО

Политолог Марат Баширов пояснил, что США заблуждались во взаимоотношениях власти и граждан тогда, но продолжают допускать ту же ошибку сегодня. По его словам, в Вашингтоне считали, будто мировоззрение российского народа было совершенно другим.

"За все время они так и не поняли загадочную русскую душу, не наладили грамотную аналитику. И это видно по многим действиям, по многим рассуждениям тех же представителей элиты США. Мы часто слышим это из Сената, от конгрессменов. Нам это кажется несусветной глупостью, но они в это верят свято, считают, что говорят правдивые и очевидные вещи, хотя произносят лишь отражения собственных заблуждений", - убежден эксперт.

По словам Баширова, "ложное мышление" и по сей день сохранило один тезис, который был сформулирован в "длинной телеграмме" и стал сутью доктрины НАТО, - воздействие на Москву с позиции силы.

Фото: © Длинная телеграмма американского дипломата Д.Кеннана (оригинал телеграммы № 511 посольства США в Москве, отправленной Джорджем Ф. Кеннаном в Вашингтон 22 февраля 1946 года), представленная в библиотеке при штаб-квартире Российского военно-исторического общества. Это первая в Москве специализированная библиотека для ученых и исследователей в области военной истории. Валерий Шарифулин/ТАСС

"Этот тезис Кеннона сохранился и принимает разрушительный характер. Если раньше мы были уверены, что были договоры о нераспространении ядерного оружия, баланса по ракетному вооружению, но теперь эти договоры разрушены. Им кажется, что, разрушая систему безопасности, о которой сегодня так часто говорит президент Путин, они создают силовое давление на Россию – но это глупость, мы живем на своей территории, мы можем ее защитить. Никакой связи между внешним силовым давлением и изменением мировоззрения населения России быть не может. Это только заставляет нас сплотиться", - добавил политолог.

Рефлексы холодной войны

Немецкий политолог Александр Рар напомнил, что на Западе остались навыки и рефлексы холодной войны. Они продолжают поддерживать "думающие фабрики" и неправительственные организации, огромную систему, созданную во время холодной войны для сдерживания Советского Союза.

"Раньше Советский Союз изучали, серьезно изучали в исследовательских центрах. Сегодня Россию вообще не изучают, очень мало знают, что в России происходит. Но судят просто со своей колокольни холодной войны через искусственные нарративы, которые на Западе были созданы за последние 10 лет", - отметил собеседник РЕН ТВ.

При этом он добавляет, что вернулись привычные "инструменты" Запада, который пытается построить в Европе "двойную империю". В том числе для того, чтобы спасти однополярный мир. Рар полагает, что сегодня многим комфортно для мировоззрения вернуться во времена холодной войны.

"Холодная война слишком долго длилась, чтобы ее могли похоронить и забыть", - добавил эксперт.

Фатальная ошибка НАТО

После написания работ Кеннан увидел опасность однополярной системы, когда США и союзники решили расширить НАТО. По мнению дипломата, эти действия могли возродить образ внешнего врага в виде России. Он предсказывал, что стратегическая ошибка делает новую холодную войну вполне реальным сценарием.

"Россиян мало впечатляют американские заверения, что расширение не отражает враждебных намерений. Они видят, что престиж и интересы их безопасности пострадали", - писал Кеннан в материале для New York Times.

Александр Рар также добавляет, что Кеннан после краха Советского Союза выступал за поиск форм сотрудничества с новой Россией и не хотел повторения холодной войны.

"Он предвидел, что на самом деле конфликт Запада с Советским Союзом был не чисто идеологическим – коммунизма и капитализма – а то, что конфликт был более глубоким и связан с Россией. И это показывает нынешняя обстановка, когда Запад не борется с коммунизмом, не сдерживает мировую революцию, а борется с национальной Россией, которая вернулась к своим традиционным истокам. Это усугубляет конфликт, но его можно решить рано или поздно. И Кеннан выступал за это в конце своей жизни, и многие другие американцы, как Киссинджер. Они говорили, что нужно найти ради успокоения и стабилизации в Европе общие знаменатели вместе с Москвой, несмотря на противоречия, которые будут оставаться. И к этому нужно стремиться. Несмотря на нынешние конфликты, это реально", - отметил Рар.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_942869 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_942869')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_942869", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_942869', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_942869(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_942869(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })