window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
07 февраля 2026, 20:59

Опасные челленджи и пропаганда: как соцсети стали пультом управления подростками

Андрей Добров – о том, как РФ предоставила альтернативу замедленным западным соцсетям, а Европа выбрала политику запретов.

06:43
Фото / Видео: © РЕН ТВ

Нас так долго обвиняли в том, что Россия собирается отключить себя от интернета, но первый решающий шаг сделала Австралия. Там запретили подросткам до 16 лет сидеть в соцсетях. Потом и Европа стала немножко Австралией. То же самое решили сделать в Греции, Испании, Франции и Англии.

"Мы законодательно запретим использование социальных сетей для лиц младше 16 лет", – заявил премьер-министр Испании Педро Санчес

Причина простая. Соцсети ужасны, они давят на психику подростков. Во Франции полиция провела обыски в офисах соцсети X, а ее владельца Илона Маска вызвали на допрос. Почему? Якобы его нейронка Grok позволяет виртуально раздевать людей, и школьники экспериментируют на фотографиях своих учителей. Еще соцсеть X якобы отрицает холокост.

Опасные челленджи и пропаганда: как соцсети стали пультом управления подростками. Фото: © Zuma/TASS
Фото: © Zuma/TASS

Вот не только Россия беспокоится за психику своих детей, запрещая пропаганду среди них гомосексуализма. Есть еще честные французы, англичане и греки. Или нет? Давайте разберемся.

Европейские уголовные законы довольно лояльны к детям. В Германии нельзя сильно наказывать до 14 лет. Там в основном коррекция поведения ребенка. В Испании это 15 лет. Но почему запрет соцсетей именно до 16 лет? Почему не 15 или 17? Ответ довольно прост. Уголовное право работает с каждым конкретным ребенком. А вот запреты социальных сетей относятся уже к регуляции среды. То есть запрет вовсе не про то, к каким гадостям соцсети призывают конкретного ребенка. Он защищает само государство. Если вы посмотрите, например, на цветные революции, то увидите, как много молодежи с промытыми мозгами участвуют в них.

То есть запрет соцсетей для молодых людей в Европе – это попытка удержать молодежь от участия в массовых протестах, что очень интересно. Европейские страны боятся настоящих революций, в первую очередь правых революций, к которым их подводят американцы. Каким образом? Анализируя соцсети в странах, где произошли цветные революции, мы видим, как они программируют идеологию. Человек выбирает себе в соцсетях определенное количество единомышленников, и это дает ему чувство массовости, иллюзию морального большинства. Подростку важно знать, что на его стороне большинство, и то, что он прав. Соцсети создают ему этот прекрасный мыльный пузырь. Подробнее – в программе "Добровэфире".

Челленджи в соцсетях стали опасными для жизни

Облейся ледяной водой и получи пневмонию. Съешь горчицу, кетчуп, сальсу, майонез и заработай язву. Понюхай растворитель и уничтожь легкие. Абсурдные челленджи в соцсетях – команды в духе "сделай глупость и передай эстафету другому" – стали для подростков опасным вирусным контентом.

Запрет соцсетей для детей и подростков в Европе появился не только из-за губительного влияния дурацких роликов, а скорее из-за их происхождения. Самые распространенные в Европе соцсети – Facebook*, Instagram*, YouTube и TikTok – американские и китайские платформы. Своих, национальных соцсетей в Европе почти нет, а чужие она контролировать не может.

Челленджи в соцсетях стали опасными для жизни. Фото: © www.globallookpress.com/Davide Bonaldo
Фото: © www.globallookpress.com/Davide Bonaldo

"Европа начала понимать, что ей надо начать доминировать своими сервисами, своими технологическими решениями на своей территории. Иначе просто теряется технологический нейтралитет, теряется суверенитет", – поделился директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.

Шанс сделать свой продукт у европейцев был. На заре развития соцсетей почти в каждой стране Евросоюза был свой национальный клон Facebook. Но европейцы не выдержали конкуренции с глобальным американским гигантом. В итоге, когда алгоритмы из США начали воздействовать на умы маленьких европейцев, в ЕС решили не пускать своих детей гулять в чужие диджитал-дворы.

"Посмотрите, какое влияние оказывают соцсети: нарушения сна, синдром дефицита внимания, трудности с концентрацией", – добавила экс-министр национального просвещения Франции Анн Женете.

Европейцы не смогли создать национальную соцсеть

Свою глобальную социальную сеть в Европе решили создать только в 2022-м. EU Voice, "Голос Евросоюза" и EU Video должны были стать надежным цифровым убежищем: без рекламы и с защитой данных, которые хранятся на серверах в ЕС. Спустя два года в официальном пресс-релизе евробюрократы отчитались: они сделали площадку, на которой разговаривали сами с собой.

Европейцы не смогли создать национальную соцсеть. Фото: © www.globallookpress.com/Philipp von Ditfurth/dpa
Фото: © www.globallookpress.com/Philipp von Ditfurth/dpa

"Создать физически площадку Европа, конечно же, может, но вот загнать на нее аудиторию будет довольно проблематично. Люди консервативны. Если человек привык пользоваться какой-то соцсетью, какие-то мессенджером, то его очень тяжело заставить перейти на аналогичный продукт, который только-только появился", – подчеркнул директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.

Кроме США, Китая и России популярные национальные сервисы есть еще в государствах Азии, и то потому что используются иероглифы. А вот европейцы положились на США. А когда поняли, что их дети мыслят американскими смыслами, чужие соцсети осталось только запрещать и делать вид, что своих нет, потому что не надо.

Подростки найдут, как обойти закон

Владимир Иванович Вернадский в своей книге "Учение о ноосфере" писал, что цивилизация не может прерваться и уничтожиться. И соцсети, пусть как малая ее часть, тоже не могут быть изъяты у детей до 16 лет. Подростки уйдут в тень, придумают, как обойти законы. В Афганистане в сентябре вообще отключили интернет для борьбы с безнравственностью. Очень по-европейски. Правда, через двое суток вернули. Люди вышли праздновать.

Подростки найдут, как обойти закон. Фото: © SAMIULLAH POPAL/EPA/TASS
Фото: © SAMIULLAH POPAL/EPA/TASS

Или другой пример. В 1985 году в России ввели сухой закон, но количество пьющих не уменьшилось. Точно так же с запретом табака в западных странах. Он есть, но количество курящих то же самое. И когда сейчас министр просвещения России Сергей Кравцов предлагает запретить сайты с решением домашних заданий, это не приведет ни к чему, потому что Владимир Иванович Вернадский, увы, печально качает головой, как и на запрет соцсетей в Европе, понимая, что это чисто политическое решение лидеров, у которых короткий политический стаж. Четыре-пять лет и все, дальше они уходят в отставку.

Пока что наилучшим результатом является российский метод: замедлять соцсети, лишать их части функций, переводя из популярного контента в инвалидное состояние, где ты не сможешь больше чувствовать поддержку единомышленников. Предлагать свои соцсети, а только потом закрывать. 

* Корпорация Meta Platforms, которой принадлежат Facebook, Instagram, WhatsApp и Oculus, признана в РФ экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1403196 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1403196' : 'adfox_151870620891737873_1403196' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1403196(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1403196(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })