window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
13 октября 2025, 06:43

Новая эпидемия: россияне расплачиваются за теневые майнинговые фермы

Регионы, где сконцентрирован майнинг, – Сибирь, Дальний восток, Урал и Кавказ.

06:53
Фото / Видео: © Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ / РЕН ТВ

Незаконные майнинг-фермы оставляют россиян без света и бьют по их кошелькам

С 2026 года все криптопосредники должны будут получать специальную лицензию Центробанка РФ. Главная задача – вывести этот рынок в белую зону. Это, с одной стороны, принесет дополнительный доход государству и позволит пресечь самые разные преступные схемы. С другой, даст определенную защиту гражданам, которые решили инвестировать в цифровые деньги. Но только этих шагов мало. Есть еще одна проблема и весьма существенная – майнинг. Он требует огромных энергетических ресурсов. И вот здесь появляется еще одна серая зона для разного рода махинаций, причем расплачиваемся за них мы с вами, в буквальном смысле. Корреспондент Евгений Наприенко провел расследование. Подробнее – в сюжете "Итоговой программы с Петром Марченко" на РЕН ТВ.

Майнинг – новая эпидемия России

Виртуальное золото за казенный счет. Всего полмиллиона рублей и сотрудник Омской ТЭЦ создал все условия для успешного заработка местных майнеров. А в Петербурге задержали создателя одной из крупнейших майнинговых ферм – здесь годами скручивали счетчики. Ущерб энергетиков – полмиллиарда рублей.

Серый майнинг становится новой эпидемией России. В стремлении сэкономить криптовалютчики идут на подлог, хитрят или по-тихому договариваются с энергетиками. А платить за их бизнес порой вынуждены рядовые потребители. Юг России – Мекка серого майнинга страны.

Майнинг – новая эпидемия России. Фото: © Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ

"Там ущерб составил 424 миллиона рублей", – сообщил исполнительный директор института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко.

В Дагестане оперативники накрыли целую подпольную ферму. Оборудование крипто-аферисты разместили в баках с охлаждающей жидкостью. Соседи ничего и не узнали бы, вот только электросети не выдержали нагрузки.

"100 киловатт в час в общем была нагрузка. Она больше дает нагрузку, чем весь этот дом пятиэтажный", – пояснил сотрудник энергосбытовой компании Багавдин Багавдинов.

Майнеры не платят налоги

При этом с недавних пор майнинг в России – обычный бизнес. Законы есть, правила прописаны. Но есть нюанс, который и гонит предпринимателей в тень, – нужно платить налоги. Ежегодный ущерб бюджета от теневого майнинга – миллиарды рублей.

"При грамотном подходе, при расчете электроэнергии, оборудования, помещений и так далее, в принципе, это наиболее прибыльный вид деятельности", – отметил председатель комитета по криптовалютам и цифровым активам "Опоры России" Вадим Валеев.

Сегодня ферм по добыче биткоинов в России почти 140 тысяч, и их число постоянно растет. При этом далеко не все работают легально – львиная доля криптодобычи так и не вышла из тени. Основные регионы, где сконцентрирован майнинг, – Сибирь, Дальний восток, Урал и Кавказ – где тарифы ниже. Но и электросети здесь не всегда рассчитаны на дополнительную нагрузку. Вот, например, бытовая подстанция некого жилого района. К ней подключают майнинговую ферму, и нагрузка увеличивается в разы.

Майнеры не платят налоги. Фото: © Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ

"Если она большая, то ее наоборот сложно не заметить. Высокоэнергетически нагруженная точка подключения, она не берется из воздуха", – подчеркнул доцент университета НИУ МИЭТ, преподаватель программирования Петр Федоров.

Покупка электроэнергии по коммерческим тарифам съедает до 80% прибыли криптодобытчиков. Сокращают расходы они не всегда законно.
Шарья в Костромской области – о местной теплоэнергостанции теперь знает вся страна.

Директор ТЭЦ Максим Валов просто направил поток электроэнергии в карманный цифровой бизнес. Под видом оборудования для газификации добывал биткоины, добывал успешно. Начальник котельной живет в дорогом коттедже. Когда съемочная группа РЕН ТВ подъехала к его дому, сначала на пороге появилась его жена, потом полицейские.

И как выяснилось, эта ферма в регионе не единственная. Контор, готовых помочь в размещении оборудования, здесь достаточно.

В Костроме процветает незаконный майнинг

"Всего 20 минут от центра Костромы, и мы въезжаем в район промзоны, где тишина может быть обманчива. В одном из ангаров на территории готовы предоставить места для майнинговой фермы. Его площадь – полторы тысячи квадратных метров. Мощность готовы предоставить любую, ведь подстанция здесь в шаговой доступности", – рассказал корреспондент Евгений Наприенко.

Удалось встретиться с человеком, который обещает, что проблем с электроэнергией не будет, предлагает несколько вариантов сотрудничества.

"Сразу скажу, чтобы с родиной вопросов не было – мы НДС не возмещаем с электричества, – отметил он.

Из-за этого, уверены жители Шарьи, в домах частые отключения электричества. От перебоев страдает техника, которая просто не выдерживает и ломается. Ущерб, конечно, никто не возмещает.

В Костроме процветает незаконный майнинг. Фото: © Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ

В компании, которая отвечает за поставки электроэнергии, – "Костромаэнерго" – считают свои убытки. Больше девяти миллионов рублей. В сети поставщик рапортует об успешной борьбе с нелегальным майнингом. Вот только часто выходят на своих.

Три года назад работник подстанции за взятку организовал в коровнике майнинговую ферму на сотни устройств. Комментировать ситуацию в компании отказались: говорят, не готовы официально общаться с журналистами федерального уровня. Когда съемочная группа приехала в офис, директор и вовсе оказался в отпуске.

Руководителя компании "Костромаэнерго" Андрея Самойлова все-таки нашли. В свой кабинет оператора РЕН ТВ он впустить отказался, зато уверял, что с электроэнергией в области все хорошо.

"Мы прекрасно знаем, что все равно майнинговые фермы есть. Мы знаем, где они расположены", – так гендиректор "Костромаэнерго" прокомментировал свое бездействие.

Но зарабатывают в "Костромаэнерго" явно неплохо. На парковке сплошь дорогие внедорожники, один из них принадлежит Юрию Горихину, заместителю Самойлова. Человек, который отвечает за подключение, заместитель директора, живет в элитном жилом комплексе. Территория огорожена, охраняемая.

А вот подразделение "Костромаэнерго" в небольшом селе в часе езды от областной столицы. Его сотрудники охотно дают консультации о том, как открыть майнинговую ферму. Зато местным жителям приходится месяцами ждать решения проблем с электричеством.

Когда мы поднимаем этот вопрос, нас просят покинуть офис. На выходе встречаем пенсионера.

"Я раз напряжение проверить, нет в одной фазе, клеймы на столбе... И я пришел, сам записался. Вот приедем. И потом, вот еще раз", – говорит Юрий, местный житель,  у которого в гараже почему-то вдруг пропало напряжение.

Чтобы не остаться без света, взволнованные жители и сами отправляются на поиски нелегальных ферм. В Челябинске местные сначала постоянно жаловались на перебои с электричеством, потом обратили внимание на вагончики, которые стоят прямо на территории подстанции. Ее сотрудники и не скрывают, что внутри.

Нелегальный бизнес крипто-бизнесменов легко находит покровителей в энергоснабжающих организациях. Получаются большие прибыли за небольшое вознаграждение. Государство недосчитывается миллиардов налогов, а простые жители часто просто сидят без света.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1374364 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1374364' : 'adfox_151870620891737873_1374364' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1374364(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1374364(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })