Мечтали о наложницах: подлый секрет самого циничного восстания рабов
Ведущий Шишкин: в Месопотамии рабы испытывали невыносимый труд
Рабы восстали и сами превратились в рабовладельцев. Этот уникальный случай в мировой истории произошел на Ближнем Востоке в IX веке. Устав от невыносимых условий, невольники подняли кровавый мятеж. Они сражались с армией Аббасидского халифата – устраивали засады в болотах, поджигали колесницы, незаметно пробирались в тыл врага, перемещаясь по туннелям. Мстили своим мучителям хладнокровно и жестоко. Но после того как улеглись волнения, бывшие рабы сами поселились в роскошных дворцах. А вскоре и им стали прислуживать недавние соратники. Откуда у темнокожих бунтовщиков появились флот и кавалерия?
Месопотамия располагалась на землях современного Ирака в долине двух рек – Тигра и Ефрата. Расцвет региона пришелся на эпоху Аббасидского халифата. Богатые арабские землевладельцы завозили сюда выносливых невольников из Африки. Они занимались поистине рабским трудом: превращали полупустыню в цветущий оазис! Снимали верхний слой сухой почвы и проводили к сельхозугодиям каналы для орошения. Невольников презрительно называли "зинджами".
"Зинджа, или Занж, – это регион Юго-Восточной Африки. Дословно переводится "Земля черных". В общем-то, местность, где арабские купцы, арабские и разбойники, и пираты, и искатели приключений торговали, иногда грабили территорию. Ну, в общем-то, оттуда вывозили основное количество рабов. Позже стали называть всех чернокожих рабов этим словом, которые были из этого региона", –отметил историк Евгений Муратов.
Вскоре само слово "зинджа" превратилось в клеймо. Синоним "очень дешевой силы", людей самого низшего сорта. Зинджами рождались и умирали без шансов вырваться из кабалы. С рабами не церемонились, более-менее кормили только тех, кому удавалось превратить неплодородный солончак в добротную плантацию тростника. Селили невольников лагерями по три-пять тысяч человек. Это, по сути, и сгубило арабских рабовладельцев. Первые волнения начались в самых крупных лагерях.
Мессия для бесправных: кем был вожак зинджей Али ибн Мухаммад
Но зинджам нужен был лидер. Хитрый и хладнокровный. И такой нашелся – Али ибн Мухаммад. Сам он не был ни рабом, ни темнокожим. О его происхождении историки спорят по сей день. Известно лишь, что вожак повстанцев объявил себя потомком двоюродного брата пророка Мухаммада и новым мессией.
"Это был знатный человек, хорошо образованный, который выбрал не службу при дворе, не военную карьеру, а занимался подстрекательством. То есть первая попытка у него была в Бахрейне, где он, в общем-то, пытался тоже поднять восстание, используя местное недовольство", –рассказал историк Муратов.
В Бахрейне люди бунтовали против разорительных налогов. Однако попытка поднять восстание провалилась. Как только начались вооруженные столкновения, народ пошел на попятную. К тому же революционера заподозрили во лжи. Тот предпочитал скрывать лицо и называл себя хариджистом. То есть еретиком. Что претило бахрейнцам-мусульманам. И тогда Али ибн Мухаммад решил найти сторонников среди тех, кому терять уже нечего.
"Он бежит и прячется на болотах, как раз в Южной Месопотамии, где его находят, и, в общем-то, он оказывается в плену. Дальше у него – совершенно фантастический поворот сюжета. Его выпускают, освобождают. По чьему-то заступничеству. И он узнает о том, что зреет серьезное недовольство среди рабов. И он как раз отправляется и, в общем-то, пользуясь ситуацией, поднимает восстание", –отметил Муратов.
Рабу нужна не свобода, а собственные рабы: как прошло восстание зинджей
Что самое интересное, говорят историки, рабам он обещал не только свободу. А сытую, роскошную жизнь во дворцах, которые занимали их хозяева. С наложницами и собственными рабами! И только это сподвигло зинджей взять инструменты и отправиться не на плантации, а захватывать богатые поместья.
"Восстание оказалось безумно успешным. В регионе оказалось мало войск. Опять же восставшие действовали партизанскими методами. Они хорошо знали болото, систему каналов, рек, где можно спрятаться, где подловить солдат, которые были не из этой местности. И соответственно, в общем-то, правительственные войска несли очень большой урон", –подчеркнул Муратов.
Али ибн Мухаммад умудрился заручиться поддержкой бедуинов. И даже наладил поставки оружия. Звучит невероятно, но вскоре у зинджей появились кавалерия и даже флот! Завоеванная ими территория стала мятежным анклавом на землях Аббасидского халифата. Там невольники превратились в хозяев. И продолжали использовать рабский труд, что доказали раскопки голландских ученых в начале этого года. Халифы поняли: у них появился опасный соперник, который может захватить власть во всем регионе.
"Мудрость халифата где-то сыграла определенную роль. Они поняли, что невозможно поддерживать такое количество войн в разных направлениях и необходимо все-таки навести порядок в государстве. И у халифа был любимый сын Абу ибн Аббас. Он был очень хорошим военачальником, но при этом он был очень мощным дипломатом и умел очень хорошо воздействовать на умы людей", –сообщилапублицист Светлана Кочевская.
Наказание за предательство: чем закончилось восстание
Абу ибн Аббас не просто собрал мощное войско. Он сумел вызвать раскол в стане врага. Лишь единицы получили обещанную богатую и сытую жизнь в окружении наложниц. Большая часть зинджей либо воевали, либо оставались невольниками и в поте лица работали на плантациях. А во дворцах пировали другие... Внутри анклава зрело недовольство.
"Он стал раздавать обещания. Он их не исполнил позже, но он стал их раздавать и тем самым увлек население, которое тоже устало пребывать в осаде, в военных действиях. Всем хотелось просто мирной жизни, спокойной, нормальной – думать о будущем своих детей, о своем поколении. И действительно его такая тихая, негласная дипломатия имела место быть. Мятежники сложили оружие, и фактически ибн Мухаммад был захвачен и казнен", –рассказала публицист Кочевская.
Лидеру восстания отрубили голову, прилюдно. Показательная казнь имела одну цель – запугать рабов, чтобы они больше не бунтовали. Именно подавление революции зинджей еще на несколько десятилетий отсрочило распад Аббасидского халифата, говорят историки. Но главное – правителям пришлось в корне пересмотреть отношение к труду невольников.
"После этого в этой местности больше не использовали рабов. Там либо работали свободные люди, либо в какой-то форме крестьяне, зависимые от халифа. Историки говорят, что это было крепостное право, но все-таки с поправкой на региональные особенности. И больше таких крупных восстаний в Южной Месопотамии не было. Ну и с этого момента как бы рабство в арабском мире приобретает такие черты, которые оставались вплоть до XX века", –рассказала Кочевская.
Само слово "зинджи" старались больше не использовать. Положение невольников значительно улучшилось. Их досыта кормили, перестали жестоко наказывать, некоторым даже платили деньги, разрешили заниматься ремеслом и торговлей. И каждый мог получить свободу. Да, сделать это было непросто, рассуждают историки. Но что удивительно, невольники и не стремились уйти от хозяев. Спокойная жизнь без наказаний, войн и издевательств многим казалась не просто сносной. А достойной и даже приятной.