window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
12 сентября 2025, 07:15

Мечтали о наложницах: подлый секрет самого циничного восстания рабов

Ведущий Шишкин: в Месопотамии рабы испытывали невыносимый труд

07:56
Фото / Видео: © РЕН ТВ / РЕН ТВ

Рабы восстали и сами превратились в рабовладельцев. Этот уникальный случай в мировой истории произошел на Ближнем Востоке в IX веке. Устав от невыносимых условий, невольники подняли кровавый мятеж. Они сражались с армией Аббасидского халифата – устраивали засады в болотах, поджигали колесницы, незаметно пробирались в тыл врага, перемещаясь по туннелям. Мстили своим мучителям хладнокровно и жестоко. Но после того как улеглись волнения, бывшие рабы сами поселились в роскошных дворцах. А вскоре и им стали прислуживать недавние соратники. Откуда у темнокожих бунтовщиков появились флот и кавалерия?

Подробнее – в программе "Загадки человечества" на РЕН ТВ.

Клеймо раба: кто такие зинджа

Месопотамия располагалась на землях современного Ирака в долине двух рек – Тигра и Ефрата. Расцвет региона пришелся на эпоху Аббасидского халифата. Богатые арабские землевладельцы завозили сюда выносливых невольников из Африки. Они занимались поистине рабским трудом: превращали полупустыню в цветущий оазис! Снимали верхний слой сухой почвы и проводили к сельхозугодиям каналы для орошения. Невольников презрительно называли "зинджами".

"Зинджа, или Занж, – это регион Юго-Восточной Африки. Дословно переводится "Земля черных". В общем-то, местность, где арабские купцы, арабские и разбойники, и пираты, и искатели приключений торговали, иногда грабили территорию. Ну, в общем-то, оттуда вывозили основное количество рабов. Позже стали называть всех чернокожих рабов этим словом, которые были из этого региона", – отметил историк Евгений Муратов.

Клеймо раба: кто такие зинджа. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Вскоре само слово "зинджа" превратилось в клеймо. Синоним "очень дешевой силы", людей самого низшего сорта. Зинджами рождались и умирали без шансов вырваться из кабалы. С рабами не церемонились, более-менее кормили только тех, кому удавалось превратить неплодородный солончак в добротную плантацию тростника. Селили невольников лагерями по три-пять тысяч человек. Это, по сути, и сгубило арабских рабовладельцев. Первые волнения начались в самых крупных лагерях.

Мессия для бесправных: кем был вожак зинджей Али ибн Мухаммад

Но зинджам нужен был лидер. Хитрый и хладнокровный. И такой нашелся – Али ибн Мухаммад. Сам он не был ни рабом, ни темнокожим. О его происхождении историки спорят по сей день. Известно лишь, что вожак повстанцев объявил себя потомком двоюродного брата пророка Мухаммада и новым мессией.

"Это был знатный человек, хорошо образованный, который выбрал не службу при дворе, не военную карьеру, а занимался подстрекательством. То есть первая попытка у него была в Бахрейне, где он, в общем-то, пытался тоже поднять восстание, используя местное недовольство", – рассказал историк Муратов.

Мессия для бесправных: кем был вожак зинджей Али ибн Мухаммад. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
В Бахрейне люди бунтовали против разорительных налогов. Однако попытка поднять восстание провалилась. Как только начались вооруженные столкновения, народ пошел на попятную. К тому же революционера заподозрили во лжи. Тот предпочитал скрывать лицо и называл себя хариджистом. То есть еретиком. Что претило бахрейнцам-мусульманам. И тогда Али ибн Мухаммад решил найти сторонников среди тех, кому терять уже нечего.

"Он бежит и прячется на болотах, как раз в Южной Месопотамии, где его находят, и, в общем-то, он оказывается в плену. Дальше у него – совершенно фантастический поворот сюжета. Его выпускают, освобождают. По чьему-то заступничеству. И он узнает о том, что зреет серьезное недовольство среди рабов. И он как раз отправляется и, в общем-то, пользуясь ситуацией, поднимает восстание", – отметил Муратов.

Рабу нужна не свобода, а собственные рабы: как прошло восстание зинджей

Что самое интересное, говорят историки, рабам он обещал не только свободу. А сытую, роскошную жизнь во дворцах, которые занимали их хозяева. С наложницами и собственными рабами! И только это сподвигло зинджей взять инструменты и отправиться не на плантации, а захватывать богатые поместья.

"Восстание оказалось безумно успешным. В регионе оказалось мало войск. Опять же восставшие действовали партизанскими методами. Они хорошо знали болото, систему каналов, рек, где можно спрятаться, где подловить солдат, которые были не из этой местности. И соответственно, в общем-то, правительственные войска несли очень большой урон", – подчеркнул Муратов.

Рабу нужна не свобода, а собственные рабы: как прошло восстание зинджей. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Али ибн Мухаммад умудрился заручиться поддержкой бедуинов. И даже наладил поставки оружия. Звучит невероятно, но вскоре у зинджей появились кавалерия и даже флот! Завоеванная ими территория стала мятежным анклавом на землях Аббасидского халифата. Там невольники превратились в хозяев. И продолжали использовать рабский труд, что доказали раскопки голландских ученых в начале этого года. Халифы поняли: у них появился опасный соперник, который может захватить власть во всем регионе.

"Мудрость халифата где-то сыграла определенную роль. Они поняли, что невозможно поддерживать такое количество войн в разных направлениях и необходимо все-таки навести порядок в государстве. И у халифа был любимый сын Абу ибн Аббас. Он был очень хорошим военачальником, но при этом он был очень мощным дипломатом и умел очень хорошо воздействовать на умы людей", – сообщила публицист Светлана Кочевская.

Наказание за предательство: чем закончилось восстание

Абу ибн Аббас не просто собрал мощное войско. Он сумел вызвать раскол в стане врага. Лишь единицы получили обещанную богатую и сытую жизнь в окружении наложниц. Большая часть зинджей либо воевали, либо оставались невольниками и в поте лица работали на плантациях. А во дворцах пировали другие... Внутри анклава зрело недовольство.

"Он стал раздавать обещания. Он их не исполнил позже, но он стал их раздавать и тем самым увлек население, которое тоже устало пребывать в осаде, в военных действиях. Всем хотелось просто мирной жизни, спокойной, нормальной – думать о будущем своих детей, о своем поколении. И действительно его такая тихая, негласная дипломатия имела место быть. Мятежники сложили оружие, и фактически ибн Мухаммад был захвачен и казнен", – рассказала публицист Кочевская.

Наказание за предательство: чем закончилось восстание. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Лидеру восстания отрубили голову, прилюдно. Показательная казнь имела одну цель – запугать рабов, чтобы они больше не бунтовали. Именно подавление революции зинджей еще на несколько десятилетий отсрочило распад Аббасидского халифата, говорят историки. Но главное – правителям пришлось в корне пересмотреть отношение к труду невольников.

"После этого в этой местности больше не использовали рабов. Там либо работали свободные люди, либо в какой-то форме крестьяне, зависимые от халифа. Историки говорят, что это было крепостное право, но все-таки с поправкой на региональные особенности. И больше таких крупных восстаний в Южной Месопотамии не было. Ну и с этого момента как бы рабство в арабском мире приобретает такие черты, которые оставались вплоть до XX века", – рассказала Кочевская.

Само слово "зинджи" старались больше не использовать. Положение невольников значительно улучшилось. Их досыта кормили, перестали жестоко наказывать, некоторым даже платили деньги, разрешили заниматься ремеслом и торговлей. И каждый мог получить свободу. Да, сделать это было непросто, рассуждают историки. Но что удивительно, невольники и не стремились уйти от хозяев. Спокойная жизнь без наказаний, войн и издевательств многим казалась не просто сносной. А достойной и даже приятной.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1358867 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1358867' : 'adfox_151870620891737873_1358867' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1358867(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1358867(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })