window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
06 сентября 2025, 18:45

100 тысяч сумасшедших – гостайна: какую эпидемию скрывала Италия

Ведущий Шишкин: Италия скрывала вспышку болезни пеллагра

08:14
Фото / Видео: © РЕН ТВ / РЕН ТВ

В середине XIX века Италию охватила страшная и загадочная болезнь – пеллагра. Десятки тысяч человек с ее симптомами изолировали на двух островах в психиатрических клиниках. Пациентов лечили довольно жестокими и изощренными методами. Их истории болезни до сих пор засекречены. Почему люди сами себя калечили? И по какой причине смертоносная хворь обходила стороной богачей? Об этом – в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным.

Страшное слово "пеллагра": почему жертвы этого недуга сами себя калечили

Дворец Сан-Клементе – элитный отель на острове в венецианской лагуне. Теннисный корт, поле для гольфа, бассейн… Постояльцы отдыхают в роскошно обставленных номерах и даже не подозревают, что всего 30 лет назад в этих стенах находилась психиатрическая больница.

Долгое время на острове Сан-Клементе жили монахи. Но в позапрошлом столетии обитель превратили в лечебницу для умалишенных. Властям пришлось пойти на крайние меры. В стране, особенно в северных регионах, свирепствовала эпидемия пеллагры – загадочного недуга, который поражал тело и разум.

"Болезнь охватила Италию в середине XIX века. Ну, видимо, не охватила, а стали ее диагностировать. Раньше их юродивыми называли. А тут появились уже клинические подходы в медицине, во врачевании, и стали отделять психический недуг от других", – рассказал кандидат медицинских наук, психиатр Евгений Фомин.

Страшное слово "пеллагра": почему жертвы этого недуга сами себя калечили. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Врачи называют пеллагру "болезнью трех Д": дерматит, диарея, деменция. Она развивалась по четкой схеме: все начиналось с кожных высыпаний и расстройства пищеварения, а потом пациенты просто сходили с ума и через какое-то время умирали. Помешательство проявлялось по-разному. Часто оно сопровождалось приступами агрессии.

"Однажды к нам в больницу привезли мужчину – у него из-за пеллагры начался бред религиозного характера. Он сначала сам себя кастрировал. А потом пригвоздил сам себя к деревянному кресту на одной из улиц Венеции", – вспомнил глава музея и исторического архива Сан-Серволо Луиджи Армиато.

Какими методами лечили пеллагру

Врачи не понимали, в чем причина недуга. Многие ошибочно полагали, что пеллагра – это инфекция вроде чумы, и она передается воздушно-капельным путем. Поэтому всех заболевших изолировали. Помимо Сан-Клементе, их поместили в лечебницу на соседнем острове Сан-Серволо.

"В середине XIX века люди имели довольно скудные представления о эпидемиологии. Именно поэтому кроме карантина, то есть изоляции, ничего лучше придумано не было", – сообщил историк Станислав Лавров.

Если в Сан-Серволо с большой земли привозили всех подряд, то в Сан-Клементе только женщин. Они болели пеллагрой в три раза чаще, чем мужчины, и, как правило, тяжелее.

Какими методами лечили пеллагру. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Страдали этим заболеванием люди в сельской местности на севере Италии. Женщины страдали, потому что, помимо такой общей физической нагрузки, сельской местности, это работа в поле, вероятно, со скотиной, еще уход за домом, еще приготовление пищи, рождение детей, и все это накладывалось повышенной нагрузкой на женщин", – пояснил психиатр Евгений Фомин.

Как врачи лечили этих пациентов? Да как умели.

"50 женщин привязали различными способами – ремнями, куртками. Их ноги были синими от холода", – так австралийский врач Джордж Такер описал свои впечатления после посещения клиники Сан-Клементе в конце XIX века.

"Их запирали в клетках, держали в кандалах и смирительных рубашках. Обливали ледяной водой. Давали примитивные седативные средства. В то время препаратов для лечения душевных недугов еще почти не было", – добавил Луиджи Армиато из музея Сан-Серволо.

Удивительно, но некоторые после такого лечения выздоравливали. В Сан-Серволо даже появилась практика фотографировать пациентов при поступлении и перед выпиской, чтобы похвастаться достижениями врачей. И действительно, даже на этих пожелтевших снимках хорошо заметна разница между "до" и "после".

"Состояние психики человека проверялось в так называемой трудотерапии, и женщины, кстати, и там продолжали тоже работать. Они стирали, гладили, пряли, вязали. И когда пациент мог сам себя обеспечить, сам себя обслужить, то считалось, что он выздоровел, его отпускали", – отметил психиатр Фомин.

Какими методами лечили пеллагру. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Но эти истории успеха были каплей в море. Эпидемия разрасталась. По некоторым оценкам, к концу XIX века в северной Италии пеллагрой болели около 100 тысяч человек. Лечебницы Сан-Серволо и Сан-Клементе были переполнены.

"Насколько я помню, вначале это было порядка 150 пациентов на врача, потом доходило до 300. Да, ни один врач с этим не справится, то есть десять пациентов на врача – уже большая нагрузка, я по себе знаю. А 300 – я не представляю, как он мог уделить всем внимание", – подчеркнул Фомин.

Кукурузная каша – беда наша! Что связывает это блюдо с эпидемией загадочной болезни в Италии

В начале XX века эпидемия докатилась и до США. С 1906 по 1940 годы пеллагрой переболели более трех миллионов американцев. Порядка 100 тысяч умерли. В основном недуг косил фермеров из южных штатов. Эпидемиолог Джозеф Голдбергер отложил все другие дела и сосредоточился на исследованиях – откуда берется эта напасть. Для начала он решил выяснить, пеллагра – это инфекция или нет. Голдбергер и его помощники ставили опыты на самих себе.

"Врачи взяли биоматериал у больных пеллагрой – кровь, кожные чешуйки, жидкости из носа и рта. И в течение месяца добавляли его к себе в еду. Никто не заболел. Получается, пеллагра не заразна", – заявил заслуженный профессор истории Американского университета (Вашингтон) Алан Краут.

Кукурузная каша – беда наша! Что связывает это блюдо с эпидемией загадочной болезни в Италии. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Голдбергер стал догадываться, что корень проблемы в питании. А именно в кукурузе – главном продукте крестьянской кухни по обе стороны океана. Из молотых зерен варили кашу. В Италии ее называли полентой, в Восточной Европе – мамалыгой, а в США – гритс. В 1914 году американский врач стал экспериментировать с рационом больных пеллагрой: добавил им в меню побольше яиц, мяса, творога. И люди стали как по волшебству выздоравливать!

"Несмотря на внушительные масштабы эпидемии, все-таки сотни тысяч заболевших, и на страшные симптомы заболевания и даже летальный исход, вся суть пеллагры сводится к простому авитаминозу. В данном случае речь идет о витамине В3", – уточнил историк Лавров.

Точнее – об одной из его форм, никотиновой кислоте. К табаку она отношения не имеет. Это вещество участвует в обменных процессах. Организм получает его из белковых продуктов. В кукурузе же много углеводов, а протеина минимум. Вот почему бедняки, сидевшие на одной каше, покрывались язвами и сходили с ума, а богатые болели редко. Ведь они питались более разнообразно! В 1920-х годах эпидемия пеллагры сошла на нет. Вот только те, кто лечился в психиатрических клиниках, стали изгоями.

Кукурузная каша – беда наша! Что связывает это блюдо с эпидемией загадочной болезни в Италии. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Их избегали, как прокаженных. Бывшие пациенты не могли устроиться на работу, наладить личную жизнь. Поэтому такие факты биографии старались тщательно скрывать. Сегодня к нам приходят потомки бывших пациентов Сан-Серволо. Они просят помочь с документами, чтобы узнать больше об истории своей семьи. Ведь в свое время родные запрещали им даже заговаривать на эту тему", – рассказал Луиджи Армиато.

Клинику Сан-Серволо закрыли в конце 1970-х. Сан-Клементе – в начале 1990-х. Оба острова с тех пор сильно преобразились. Но если на Сан-Клементе отдыхают, то по соседству учатся и работают. Там открылся Международный венецианский университет и филиал Академии изящных искусств. И лишь экспонаты небольшого музея Сан-Серволо напоминают о страшных страницах его истории.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1358207 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1358207' : 'adfox_151870620891737873_1358207' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1358207(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1358207(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })