В июне 2016 года в американской больнице на 75-м году скончался человек, чья жизнь стала образцом мужества, силы и бесконечной свободы. Мохаммед Али был не просто фантастическим боксером-тяжеловесом, которого ни разу никто не отправил в нокаут, но и звездой массовой культуры, чьи фразы, манеру поведения и стиль до сих пор копируют.
Как сложилась судьба "короля ринга"? Кого спас Мохаммед Али? И как мир оказался на грани ядерной войны? Об этом рассказывает программа "Момент в истории" на РЕН ТВ.
Как сложилась жизнь великого "короля ринга"
Интересные факты о Мохаммеде Али
Символ борьбы за гражданские права и справедливость, готовый идти против системы, он отказался служить во Вьетнаме и подавал это как публичный протест. При этом был послом мира, медийной иконой, голосом поколения 60–70-х.
Весь мир обсуждал, что у "короля ринга" очень низкий IQ – всего 78 баллов. Люди с таким показателем могут выполнять лишь простые, повторяющиеся задачи, не требующие умственных затрат. Али на это отвечал просто: "Я величайший, а не умнейший".

Он вышел на ринг в 12 лет, в 18 – выиграл Олимпиаду. В том же 1960 году провел первый поединок на профессиональном ринге. Его бои с Джо Фрейзером и Джорджем Форманом стали легендарными и подняли бокс на новый уровень популярности. Али превратил его в мегашоу.
Какими фобиями страдал боксер
Кто бы мог подумать, что этот храбрый и отчаянный боксер, бунтарь за пределами ринга страдал многочисленными фобиями.
"Мохаммед Али ужасно боялся высоты. Он до такой степени боялся высоты, что на Олимпиаду 1960 года в Риме согласился лететь только с парашютом, который тренер специально купил в магазине военных товаров. Али всю дорогу держал парашют рядом с собой и считал, что в случае опасности он может спастись", – поделился подробностями культуролог, писатель Михаил Диденко.

Кого спас Мохаммед Али
В 1990 году Мохаммед Али лично договорился с Саддамом Хусейном об освобождении американских заложников. На тот момент ему было 48 лет, и он уже страдал от болезни Паркинсона. Президент Ирака сначала отказывал легенде бокса в аудиенции, а когда все-таки принял его, то согласился освободить лишь часть заложников, но Мохаммед настоял: "Все или никто". В итоге, спустя несколько дней переговоров, Саддам уступил, и Али вместе с 15 американцами вылетел из Багдада в Нью-Йорк.
В 1999 году Мохаммед Али был признан "спортсменом века", его звезда на Аллее славы в Голливуде – единственная размещенная на стене, а не на тротуаре. Из уважения к личности такого масштаба.
Как мир оказался на грани ядерной войны
10 минут на принятие решения
Никогда еще мир не был так близок к ядерному конфликту между Соединенными Штатами и нашей страной, как в ночь со 2 на 3 июня 1980 года. Даже Карибский кризис проигрывал по остроте и накалу событий.
Часы в командном пункте американской системы раннего предупреждения NORAD – самом секретном военно-космическом объекте США, расположенном в бункере в недрах горы Шайенн в штате Колорадо, – показывали 02:26, когда компьютеры зафиксировали сигнал тревоги. Он означал одно: из Советского Союза в сторону США летят межконтинентальные баллистические ракеты, причем сразу несколько.

Американцы объявили экипажам стратегических бомбардировщиков готовность номер 1. Пилоты заняли места в самолетах, расчеты пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет "Минитмен" получили команду на подготовку к ответному запуску. И это притом что холодная война была в фазе крайнего обострения: СССР вошел в Афганистан, уровень взаимного недоверия между сверхдержавами максимальный. На принятие решения у США было всего 10 минут.
Откуда взялись "2200 ракет"
Первому генерал Уильям Одом позвонил советнику президента США по национальной безопасности Збигневу Бжезинскому – так было положено по протоколу. Одом сообщил о том, что в сторону США направляются сразу 220 советских баллистических ракет. Бжезинский приказал немедленно получить подтверждение. Через минуту Одом перезвонил снова, чтобы сказать, что число советских ракет выросло в 10 раз. 2200 – это немыслимо. Ситуация накаляется, времени нет. Бжезинский обязан доложить Картеру, и он уже собирался набрать президенту, как ему в третий раз позвонил генерал Одом.
"Позже Бжезинский писал в своих воспоминаниях: единственным решением, которое он принял на тот момент, было не будить супругу Эмили. Он рассудил так: если катастрофа произойдет, шансов выжить нет ни у кого. Пусть любимая супруга умрет в блаженном неведении, а не в мучительных ожиданиях неминуемой гибели", – поделилась подробностями историк Юлия Шувалова.
Ядерный конфликт чуть не спровоцировал чип стоимостью 46 центов
То, что компьютер выдал ложную тревогу, понял офицер командного пункта NORAD. Благодаря ему Соединенные Штаты по истечении 10 минут не ответили ядерным ударом. Этот человек обратил внимание, что данные о количестве якобы запущенных советских ракет на разных командных пунктах не совпадают.

После перепроверки информации с радаров и спутников стало ясно: никакой атаки не было и нет. А сигнал поступил на компьютер только потому, что в системе произошел сбой из-за дефектного чипа стоимостью всего 46 центов. Учебную симуляцию ядерного нападения он выдал за реальную атаку.
После этого инцидента в США были пересмотрены протоколы проверки сигналов о нападении, введены дополнительные уровни верификации, чтобы исключить возможность принятия решения о ядерном ответе только на основании компьютерных данных.