"Данная тюрьма находилась в британском секторе, но доступ к ней имели все страны-победительницы, то была придумана схема, согласно которой охрану данной тюрьмы Шпандау осуществляли смены. Соответственно, британская, американская, советская. И все эти смены должны были менять друг друга каждый месяц", – разъясняет историк, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Константин Софронов.
Сначала казалось, что такой порядок всех устраивает. Тюрьму перестроили, специально укрепили вышками и тремя поясами ограждений. Союзники боялись, что заключенные сбегут или покончат с собой. Их планировали оградить от внешнего мира и оставить в полной изоляции, но что-то пошло не так.
"Разрешался парикмахер": в каких условиях держали нацистов
"Им было позволено один раз в два месяца свидание с родственниками по 15 минут. Им разрешалось пользоваться три раза в неделю услугами парикмахера. Один из главных заключенных тюрьмы Шпандау, Альберт Шпеер, несмотря на все ограничения, ему удавалось методично на протяжении долгого времени делать записи. И по выходе из тюрьмы у него набралась достаточно солидная кипа бумаг", – утверждает Софронов.
Говорят, свои мемуары он писал на туалетной бумаге, потому что ее никто в тюрьме не считал. И в записках нашлось немало места для рассказов о Рудольфе Гессе, который с первых дней стал самым невыносимым узником Шпандау.
"Гесс избегал любой работы, считал это ниже своего достоинства, не ходил на воскресную службу, вечно жаловался на здоровье и кричал от мнимой боли день и ночь. А на самом деле просто пытался привлечь к себе внимание", – сказано в архивах 1975 года Альберта Шпеера.
Но раньше Гесса союзники обратили внимание на других заключенных элитной тюрьмы злодеев. В это сложно поверить, но британцы, французы и американцы, которые еще вчера воевали с нацистами, вдруг стали их жалеть и даже настаивали на досрочном освобождении преступников. Но почему страны-победители жаждали свободы для тех, кто еще вчера бомбил их города?