"Пушистый Иисус": как лик Христа на фреске изменился до неузнаваемости
Иногда даже в таком серьезном и кропотливом деле, как реставрация древностей, случаются нелепые и даже анекдотичные ситуации. Казалось бы, сотрудники музея, которые работают с сокровищами фараонов – очень серьезные и ответственные люди. Однако один из них едва не испортил знаменитую на весь мир маску Тутанхамона.
О неудачных реставрациях рассказали в программе "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ.
Что случилось с бородкой Тутанхамона
"В 2014 году сотрудница Каирского музея случайно уронила десятикилограммовую маску Тутанхамона, и у него отвалилась бородка. Но она решила не обращаться к реставраторам-профессионалам. Она позвала своего мужа, который тоже, как ни странно, был реставратором, но, наверное, не по той специализации. И он говорит: "Так, без проблем. Сейчас возьмем суперклей, приделаем ее обратно". Он приклеил бороду на суперклей. Но, кроме того, что под неправильным углом, еще и клей покапал и все испортил. Непрофессиональная реставрация. И вернули все уже профессионалы-реставраторы в то состояние, в каком должно быть", – рассказала художник Анастасия Березина.
Как "пушистый Иисус" стал достопримечательностью
Когда заходит разговор о неудачной реставрации, многие вспоминают "пушистого Иисуса". Так прозвали результат работы 80-летней прихожанки храма Милосердия в испанском городе Борха. Не имея опыта подобной работы, она взялась восстановить фреску с образом Христа.
В результате лик изменился до неузнаваемости. Самое удивительное, что именно в таком виде фреска стала местной достопримечательностью.
"Притом люди даже скорее на стороне оставить его таким, каким он стал. Потому что все теперь хотят пойти с ним сфотографироваться. Это уже как легенда, как то, ради чего стоит съездить в этот город, в этот храм", – сообщила Березина.
Время неумолимо и разрушает все: современную технику, произведения искусства, здания и памятники. Но в руках реставраторов то, что обречено обратиться в хлам и рухлядь, чудесным образом превращается в дорогие сердцу вещи. И невольно хочется оглядеться по сторонам: не пылится ли рядом какая-нибудь невзрачная вещь, в которой понимающий человек откроет вдруг всеми забытый шедевр.