window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
03 июня 2025, 06:15

Самые страшные истории из гор: как страховка может убить

Альпинист Маслов: на скале можно спокойно спать благодаря страховке

07:31
Фото: © Андрей Чепакин/ТАСС

Незадачливый трюкач на сноуборде совершил неловкий кувырок, воткнулся в щит острым кантом и беспомощно повис вверх ногами на креплениях, как муха на потолке. Парню повезло, что вокруг были свидетели этого казуса, и его быстро поставили на ноги.

Как крепления спасают лыжников и сноубордистов? Для чего нужны карабины? И как альпинисты ночуют в горах? Об этом рассказывает программа "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ.

Как крепления спасают лыжников и сноубордистов

Мужчина умудрился во время трюка в лесу повиснуть на толстой коряге. От падения вниз головой мужчину удержали крепления.

"У лыж и сноуборда крепление отличается тем, что у лыж крепление при падении, при определенной нагрузке ботинок отстегивается от лыжи, а в сноуборде такого нет. Это связано с физикой, с рисками. При падении на лыжах у вас две ноги отдельно, и лыжа достаточно длинная. Получается большой рычаг, и на изгиб большая нагрузка. Большой риск, что нога вывернется и сломается. Именно поэтому на горных лыжах в креплениях есть такая система, которая отстегивает ботинок от крепления при определенной нагрузке", – рассказал альпинист, член Федерации альпинизма Москвы Роман Маслов.

Как крепления спасают лыжников и сноубордистов. Фото: © СПОРТ-ЭКСПРЕСС/Дарья Исаева
Фото: © СПОРТ-ЭКСПРЕСС/Дарья Исаева

Правда, провалившись вниз головой в трещину или яму под снегом, можно пожалеть о такой силе креплений: отцепиться и выбраться в одиночку при этом почти невозможно. Одному сноубордисту сильно повезло: его случайно обнаружил лыжник – по торчащей из сугроба доске. Счет шел на минуты – бедняга мог просто задохнуться или замерзнуть под снегом.

"В действительно глубоком снегу вообще нет возможности встать самому. Лучше не падать, не останавливаться. В любом случае первое правило кататься в группе и желательно с гидом или с опытными товарищами, иметь необходимое снаряжение", – подчеркнул альпинист.

Для чего нужны карабины

Всевозможные крепления, узлы и защелки в экстремальных видах спорта неспроста делают такими прочными. В противном случае никто не рискнул бы прыгнуть с парашютом в так называемом тандеме. Ведь парашютист-ученик в таком прыжке висит, пристегнутый к парашютисту-инструктору всего-навсего четырьмя металлическими карабинами.

"Карабин-защелка нужен для того, чтобы соединить один предмет с другим. Мы в быту с этим сталкиваемся бесконечно, например, когда надеваем поводок собачки к ошейнику или когда прикрепляем ключи на пояс себе. На самом деле карабины играют более важную роль с точки зрения использования ее в альпинизме, в промышленном альпинизме и в строительстве, когда при помощи этих элементов соединяются несколько тросов", – пояснил заведующий кафедрой "Технологии и организация строительного производства" НИУ МГСУ, доктор технических наук, профессор Азарий Лапидус.

Для чего нужны карабины. Фото: © Кадр из программы "Как устроен мир", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Как устроен мир", РЕН ТВ

В такой жесткой связке у пассажира и инструктора одна на двоих судьба. Так, во время прыжка в тандеме не раскрылся основной парашют. Только благодаря профессиональным действиям инструктора удалось избежать фатального исхода.

В 2018 году во время прыжка в американском штате Мэн опытный инструктор внезапно вывалился из тандема и камнем рухнул вниз. Правда, следователи уверены, что он это сделал намеренно.

"Парашютные прыжки в тандеме достаточно безопасны. И при правильном использовании, при правильном креплении шансы выстегнуться практически равны нулю", – указал альпинист Маслов.

Для чего нужны карабины. Фото: © Кадр из программы "Как устроен мир", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Как устроен мир", РЕН ТВ
Карабин времен наполеоновских войн – облегченное и укороченное ружье. В старину его подвешивали к перевязи или патронташу за специальный крюк с защелкой, который тоже стали называть карабинчиком, или карабином.

У современных военных в зоне боевых действий также можно заметить пустой карабин, прикрепленный к бронежилету или разгрузке. Такое простое устройство может спасти жизнь при ранении, когда бойца невозможно вытащить обычным способом под огнем противника. Раненому бросают веревку или ремень с другим карабином. Тот одним движением цепляет его к карабину на своем бронежилете, и товарищи волоком вытаскивают его в безопасное место.

"Карабины бывают с зубом, муфтой. Элемент грушевидной формы предполагает, что основной вес будет отнесен в сторону, овальный – это прямое воздействие. В зависимости от типа, вида карабина, мы можем его использовать для тех или иных целей", – отметил профессор Лапидус.

Как скалолазы спят на высоте

Как пел про альпинистов Владимир Высоцкий: "Надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк". Но современные скалолазы умудряются прикрепляться к отвесной стене, даже не вбивая в нее крючья. Нужно лишь отыскать подходящую трещину и легким движением руки вставить в нее специальный закладной элемент, так называемый френд. Вставляется он легко, но выдернуть его очень трудно благодаря кулачкам-эксцентрикам, которые упираются в стенки щели тем сильнее, чем сильнее тянешь это устройство наружу.

"Есть закладные элементы, которые просто ставятся в распор. Есть какая-то щель, грубый кусок металла определенной формы. Он ставится в распор в эту щель. Он направлен вниз в направлении предполагаемой нагрузки. Если спортсмен будет падать, нагрузка будет идти вниз. И этот металлический кусок заклинивается в скале. Они в несколько раз больше держат, чем способен выдержать сам спортсмен", – рассказал Роман Маслов.

Как скалолазы спят на высоте. Фото: © Кадр из программы "Как устроен мир", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Как устроен мир", РЕН ТВ

Некоторые скалолазы настолько уверены в надежности альпинистской страховки, что спят безмятежным сном на высоте нескольких сотен метров над землей, просто подвесив специальную платформу на нескольких карабинах и крючьях, вбитых в отвесную стену.

"В местах, где альпинисты ночуют, они ставят более надежные точки и большее их число, и блокируют в одну, что намного увеличивает надежность. То есть спать можно спокойно, свесив ножки с полки. У меня несколько таких ночевок было. Там больше холодно и какие-то другие внешние опасные факторы. Но страховка надежная, за нее не страшно", – отметил альпинист.

Для чего используют специальные узлы

Никто не отменял и такого старинного способа соединения предметов, как узел. Существует огромное множество узлов и даже целая область математики, которая так и называется – теория узлов.

Для чего используют специальные узлы. Фото: © Кадр из программы "Как устроен мир", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Как устроен мир", РЕН ТВ

В некоторых случаях узел может оказаться даже полезнее карабина. Скажем, раскрыть карабин на расстоянии не получится, а специальный узел – запросто. Например, показанный в программе узел удерживает груз, только если веревка натянута. Стоит ее ослабить – узел развязывается и веревку можно вытаскивать.

Более надежен так называемый ведерный узел, при помощи которого тоже можно спустить тяжелый предмет вниз, а затем поднять веревку обратно.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1329671 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1329671' : 'adfox_151870620891737873_1329671' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1329671(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1329671(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })