window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
31 мая 2025, 09:15

Жизнь ковбоев из Южной Америки: почему им могли проткнуть пах клинком

Путешественница Подольская рассказала, что вкус чая мате нес скрытый смысл

07:24
Фото: © РЕН ТВ

Лассо, револьвер, верный конь, джинсы и характерная шляпа – по этим признакам легко узнать американского ковбоя. Но мало кто знает, что в Южной Америке были свои ковбои – гаучо.

Как можно оскорбить человека с помощью напитка? И что будет, если наступить на накидку южноамериканского ковбоя? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Опасные тренировки: как гаучо оттачивали свое мастерство наездников

Жизнь южноамериканских ковбоев, как и их коллег из Техаса, всегда была связана с лошадьми. Их разводили, продавали, пасли, даже крали. У кого на что хватало смекалки, способностей и денег. И, конечно, мало кто мог сравниться с аргентинскими ковбоями в искусстве ездить верхом. Мастерство оттачивалось специальными тренировками.

"Первый такой вот яркий пример это печандо. Заключался он в следующем. Два всадника мчались навстречу друг друга, ударялись лошадьми, при этом падали и лошади, и люди, и от людей требовалось, чтобы они вскочили на ноги, желательно, чтобы не получили травмы. Но самое интересное заключалось в том, что они так продолжали действовать до тех пор, пока не уставали животные или кто-либо не сдавался", – объяснил этнолог Вячеслав Степанов.

Каждое неудачное падение для гаучо могло стать последним. Поэтому зрелище зрелищем, но оттачивать каждый навык и доводить до полного автоматизма свои действия в любой ситуации для аргентинских наездников было вопросом жизни и смерти.

Что касается отношения к лошадям, то оно в корне отличалось от взглядов техасцев. Четвероногий транспорт у гаучо никаких сентиментальных чувств не вызывал.

"Для них не представляет совершенно никакого страха убить любое животное для демонстрации своей силы, ловкости, умения и так далее. Недаром они слыли очень такими успешными охотниками на дикий и крупный рогатый скот", – добавил этнолог.

Любили оружие больше всего: зачем гаучо украшали свои ножи

Гаучо вообще редко проявляли теплые чувства. Хотя было одно исключение.

Глаза аргентинских ковбоев ярко блестели при виде… ножа. Особо прочные и красивые экземпляры холодного оружия становились причиной кровавых конфликтов, поскольку обладать сокровищем с тонким и острым лезвием мечтал каждый гаучо.
Любили оружие больше всего: зачем гаучо украшали свои ножи. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Гаучо очень любили их украшать и ценными камнями, и металлом, и деревом дорогим для того, чтобы показать свою значимость", – объяснила путешественница Подольская.

Такой короткий тесак с прямым клинком и копьевидным острием называется факон. Носили его по-особенному: за спиной, заткнув за пояс, лезвием к земле.

"Почему сзади? Были прецеденты, когда скакавший на лошади внезапно падал и протыкал себе паховую область вот этим клинком. И после нескольких подобного рода прецедентов стали предпочитать носить их, заткнув за пояс сзади. Это было более безопасно в случае падения с лошади", – рассказал этнолог Степанов.

Крестики-ножики на выживание: что означают пометки в аргентинских тавернах

Дуэли один на один, также как и состязания на лошадях, были и развлечением, и отличной тренировкой. Своих, как правило, не убивали, но могли унизить.

Это кажется невероятным, но гаучо настолько умело обращались с ножами, что несколькими быстрыми движениями оставляли на теле оппонента неприличный рисунок или даже слово!

"Чаще всего вызов на дуэль был словесным, но иногда для этого использовалась накидка пончо. Для этого вызывающий на дуэль тянул эту накидку по земле, а тот, который наступал на край пончо, соглашался на вызов", – добавила путешественница.

Крестики-ножики на выживание: что означают пометки в аргентинских тавернах. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Как правило, такие поединки проходили в пульпериях, проще говоря в питейных заведениях. Практически не один вечер не обходился без сцен, напоминающих советскую кинокомедию про ковбоев. Поводом для ссоры и драки могло стать что угодно.

"Прежде чем начать игру в карты, представители этой общности втыкали свои ножи в стойку бара, демонстрируя свое доброе намерение. Но в случае возникновения какого-то конфликта они очень быстро хватались за оружие, которое было прямо под рукой", – рассказал Вячеслав Степанов.

Чайная бесцеремонность: почему многое зависело от вкуса напитка

При этом основоположник теории эволюции Чарльз Дарвин, который во время своего путешествия в Южную Америку познакомился со многими народами, утверждал, что гаучо благородны и… исключительно вежливы.

"И все авторы, путешественники, которые непосредственно с ними общались, подчеркивают такое вот удивительное сочетание. С одной стороны, кровожадность, а с другой стороны, удивительная вежливость и корректность, особенно по отношению к гостям и к посторонним", – добавил этнолог Степанов.

Гостю гаучо непременно подавали мате – бодрящий чай из высушенных листьев падуба с большим содержанием кофеина.

Чайная бесцеремонность: почему многое зависело от вкуса напитка. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Считалось, что в каждом доме этот напиток заваривают по-разному, со своими секретными ингредиентами, но, скорее всего, точного рецепта просто никто не запоминал.

Зато каждый гаучо наизусть знал тайный язык мате.

"Добавки к напитку обозначали различные послания. Например, горький вкус обозначал безразличие, сладкий – дружбу, а мятный оттенок обозначал, как ни странно, недовольство", – объяснила путешественница Подольская.

Но не искусное владение ножами и конные трюки снискали гаучо славу в Южной Америке.

Главная гордость гаучо: создателями какого танца они себя считают

В XVIII – XIX веках в разных уголках континента постоянно вспыхивали войны за независимость, и аргентинские ковбои участвовали во многих из них. Что удивительно, в борьбе за высокую идею жители прерий показали себя как дисциплинированные солдаты, при этом неутомимые и ловкие.

Впрочем, несмотря на доблесть, гаучо ни разу не оказались на стороне победителя. В наши дни их немногочисленные потомки чтят и бережно хранят традиции воинственных предков.

Кстати, многие на родине гаучо уверены – знаменитое аргентинское танго придумали именно они. И это лучшее, что южноамериканские ковбои оставили после себя миру.
Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1328230 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1328230' : 'adfox_151870620891737873_1328230' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1328230(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1328230(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })