window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
05 мая 2025, 08:10

Кровь на стенах: почему самолеты чаще попадают в зону турбулентности

Авиаэксперт Патраков заявил, что на рейсе Singapore Airlines взлетали к потолку

крыло самолета в небе
Фото: © www.globallookpress.com/Alexander Legky

Восемь человек получили серьезные травмы во время перелета из Катара в Ирландию в мае прошлого года. Авиалайнер попал в зону сильной турбулентности. Наземные службы заранее предупредили о нештатной ситуации, поэтому в воздушной гавани Дублина рейс ожидали несколько бригад скорой помощи. Среди пострадавших были как пассажиры, так и члены экипажа. Болтанку в небе пилоты сравнивают с поездкой по ухабам.

Порой крылатую машину трясет так, что кажется, она вот-вот развалится на части. Некоторые из тех, кто пережили такое воздушное приключение, впоследствии вообще отказываются путешествовать самолетами.

Почему в последние годы авиалайнеры болтает все чаще? Рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

06:51

Что происходит при сильной турбулентности

Кровь на стенах и спинках кресел, людей швыряло по всему салону, так описывали свой полет пассажиры рейса Лондон – Сингапур. 21 мая прошлого года лайнер попал в воздушную яму. Казалось, что его качало на огромных волнах.

Из 211 человек на борту 70 получили травмы, а один мужчина скончался. У него случился сердечный приступ, скорее всего от стресса.

"Как показал недавно выпущенный отчет, самолет болтало на высоте с перепадом практически несколько километров. Это очень серьезный перепад, и если вот, как это выражается для пассажиров, вы фактически в какой-то момент взлетали к потолку, а потом, наоборот, резко падали, причем не просто падали, как вот сверху упали, а вас еще прижимало", – сообщил авиационный эксперт Андрей Патраков.

Что происходит при сильной турбулентности. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Когда возникает турбулентность

Турбулентность, или на жаргоне пилотов болтанка, возникает, когда самолет попадает в зону пересечения воздушных масс, неоднородных по плотности и составу.
  • Они появляются при резком изменении температуры, атмосферного давления, направления и скорости ветра.
  • Такое часто происходит, например, в горах.

"Скажем, над какими-нибудь пустынями, где воздух прогрет более-менее равномерно на больших площадях, там, собственно, дождей-то не бывает практически. Соответственно атмосферных турбулентностей не встретишь", – уточнил авиаинженер Юрий Захарченко.

"Самый страшный момент за 30 лет работы пилотом"

Кадры, показаны в программе далее, снял пассажир рейса Буэнос-Айрес – Лондон в июне 2012 года. Авиалайнер вошел в зону турбулентности через час после взлета. Сильная тряска продолжалась минут десять. Хотя людям на борту они показались вечностью.

"Самый страшный момент за 30 лет работы пилотом". Фото: © www.globallookpress.com/Julian Stratenschulte/dpa
Фото: © www.globallookpress.com/Julian Stratenschulte/dpa

И не только тем, кто сидел в салоне. После приземления в столице Великобритании командир воздушного судна признался: это был самый страшный момент за 30 лет его работы.

На видео можно заметить: лайнер оказался внутри грозовой тучи. Это самая частая причина турбулентности.

"Облако – это пар, это воздушно-капельная смесь там может быть, в зависимости от интенсивности. Но смысл в том, что это уже другое состояние воздуха, оно менее плотное или, наоборот, более плотное. И когда самолет попадает в облако, обычно начинает потряхивать, потому что меняется воздух. То есть вы сидите, у вас все ровненько, на один и тот же воздух, на который опираетесь, а потом он начинает меняться", – пояснил авиационный эксперт Андрей Патраков.

Неочевидная опасность: турбулентность при ясной погоде

Но иногда крылатую машину мотает из стороны в сторону в солнечную погоду, когда на горизонте ни облачка.

Такое коварное явление называют турбулентностью ясного неба.

Опытный пилот может почувствовать неладное при резком изменении атмосферного давления или направления ветра. Но, как правило, к этому моменту уже нет времени изменить курс и обогнуть опасную зону.

Неочевидная опасность: турбулентность при ясной погоде. Фото: © www.globallookpress.com/Shatokhina Natalia/news.ru
Фото: © www.globallookpress.com/Shatokhina Natalia/news.ru

"Это довольно-таки редкое явление, но если мы возьмем последние новости, к сожалению, это происходит чаще. И сейчас даже ведутся разработки, которые направлены на то, чтобы такие явления обнаруживать заранее. Но, к сожалению, такого готового решения, которое с гарантией обнаруживает турбулентность чистого воздуха, пока что еще нет", – отметил авиационный эксперт Андрей Патраков.

Как два самолета развалились на части из-за турбулентности

  • 6 августа 1966 года на юго-западе штата Небраска пассажирский самолет попытался обойти грозовой фронт. Пилотам это удалось, но затем в чистом небе крылатая машина вдруг потеряла управление, от нее оторвались часть хвоста и правое крыло. Лайнер загорелся и рухнул на соевое поле. Погибли 42 человека – все, кто находились на борту.
  • А за полгода до этого в солнечную погоду британский лайнер пролетал над горой Фудзи в Японии и неожиданно в воздухе развалился на части. Из 113 пассажиров и 11 членов экипажа не выжил никто.

Экспертиза показала: обе катастрофы произошли по одной и той же причине.

Как два самолета развалились на части из-за турбулентности. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Самолет попал в турбулентность ясного неба так называемую. По сути дела, это мощный нисходящий поток, который просадил его на несколько километров с креном, и пилот не смог справиться с управлением", – объяснил авиаинженер Юрий Захарченко

Почему в современном мире не стоит бояться турбулентности

Получается, пассажиры не зря боятся турбулентности? Самолет во время тряски и правда может развалиться на части?

Эксперты обращают внимание: обе катастрофы случились более полувека назад. С тех пор не было ни одного случая, чтобы лайнер серьезно пострадал из-за болтанки.

Современные модели рассчитаны на огромные аэродинамические нагрузки. Крыло пассажирского самолета не сломается, даже если согнуть его под прямым углом.

Почему в современном мире не стоит бояться турбулентности. Фото: © www.globallookpress.com/James Arthur Gekiere/Keystone Press Agency
Фото: © www.globallookpress.com/James Arthur Gekiere/Keystone Press Agency

"Самолеты и проектируются с учетом всевозможных нагрузок, в том числе и нагрузок от турбулентности. Почему не стоит опасаться особенно за самолет в этой ситуации? Просто потому, что самая большая расчетная нагрузка на самолет – это посадочный удар. И соответственно он по своей интенсивности в несколько раз превышает нагрузки от турбулентности. Соответственно прочности самолета точно хватит", – подчеркнул авиаинженер Юрий Захарченко.

Почему важно оставаться пристегнутым во время всего полета

  • Каждый год от 40 до 100 пассажиров получают травмы из-за тряски в зоне турбулентности. Это совсем мало. Ведь самолеты по всему миру перевозят около 8 миллионов человек ежедневно.
  • Кроме этого, синяки и шишки набивают не все, а лишь те, кто не пристегнулся.
Ремни безопасности надежно защищают от серьезных повреждений во время болтанки. Именно поэтому пилоты не снимают их на протяжении всего полета. Они как никто знают: коварные воздушные ямы подстерегают повсюду.
Почему важно оставаться пристегнутым во время всего полета. Фото: © www.globallookpress.com/Ingram Images
Фото: © www.globallookpress.com/Ingram Images

"Ремень рассчитан на то, что он вас удержит, даже человека достаточно большой комплекции. Кстати, в большинстве авиакомпаний, даже если не горит табло "Пристегните ремни", рекомендуют оставаться пристегнутыми именно по этой причине", – подчеркнул авиационный эксперт Андрей Патраков.

Прогнозы на будущее

С каждым годом зон турбулентности становится больше. Например, по данным британских ученых, за последние 40 лет число воздушных ям над океанами выросло на 55%.

Скорее всего, причина в глобальных изменениях климата. Прогноз неутешителен: через полвека самолеты будут попадать в болтанку в два с половиной раза чаще, чем сейчас.

Выход один: совершенствовать технологии, которые помогут заранее определить опасные участки. В том числе – с использованием искусственного интеллекта.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1324565 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1324565' : 'adfox_151870620891737873_1324565' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1324565(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1324565(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })