window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
06 марта 2025, 18:40

Короли риска: истории воров, ставших профессиональными сыщиками

Историк Уканеев рассказал, что сыщик-бандит Ванька Каин управлял преступным миром
Джонатан Уайлд и Эжен Франсуа Видок
Фото: © Global Look Press/Mary Evans Picture Library

Ванька Каин – один из первых криминальных авторитетов Российской империи. Король воров и легендарный…сыщик. В XVIII веке он держал в страхе всю Москву, пока сам не пришел с повинной в сыскной приказ. Признался, что вор, но готов помочь изловить своих бывших подельников. И свое обещание он выполнил. Ванька Каин выстроил крупную агентурную сеть. Оставалось только принимать "улов".

Сколько преступников он сдал властям? Почему самому сыщику в итоге вырвали ноздри и сослали на "вечную каторгу"? Рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Король воров и сыщик: какая участь постигла доносчика Ваньку Каина

История профессионального доносчика Ваньки Каина

Из вора в сыщики

Изобретательный вор, лихой разбойник и… первый русский рэкетир. Ванька Каин – он же Иван Осипов – был настоящей звездой московского криминального мира. Он специализировался на карманных кражах, но с легкостью мог провернуть и дерзкое ограбление. Преступники его уважали. Добропорядочные граждане боялись. А власти мечтали поймать.

"Ванька Каин был весьма предприимчивым и хитроумным разбойником. Он быстро понял, что одним разбоем много не заработаешь. Более того, это очень рискованный вид бизнеса. Тебя в любой момент могли поймать", – рассказал историк Максим Уканеев.

Для именитого вора все изменилось в конце декабря 1741 года. Только-только взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна объявила амнистию для раскаявшихся преступников. Иван Осипов не упустил такую возможность: явился в Сыскной приказ с покаянной челобитной и предложил помощь в поимке товарищей по ремеслу. Всего за двое суток он сдал властям более 60 воров, грабителей и торговцев краденным.

Карьера Ваньки Каина в Сыскном приказе пошла в гору – он стал официальным доносчиком. Ему выделили группу из трех солдат и отпускали в рейды без сопровождения чиновников.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Очень быстро он добивается от самого Сената в Петербурге принятия двух указов. Один из указов обязывал не чинить Каину никаких препятствий и не возбуждать расследование против него самого. Второй указ был посвящен тому, что теперь полицейские органы были обязаны Ваньке Каину оказывать содействие", – отметил историк.

За что Ваньке Каину вырвали ноздри и сослали на каторгу

За семь лет Иван Осипов сдал властям почти 800 человек. Среди них были воры, мошенники и разбойники, а также беглые солдаты и крестьяне. Однако, став сыщиком, Ванька Каин не перестал быть преступником. Он выдавал только мелких воров, а известных и удачливых, наоборот, прикрывал и заставлял их делиться добычей.

По ночам Осипов промышлял грабежом. Кроме того, он шантажировал торговцев, вымогая у них деньги. Служащие Сыскного приказа знали о грязных делишках доносчика, но молчали – ведь он давал им взятки.

"В конечном итоге он фактически управлял Москвой: управлял и преступным миром, и борьбой с преступностью одновременно", – говорит Уканеев.

Но вечно вести такую двойную игру было невозможно. В 1748 году после многочисленных жалоб на произвол сыщика его преступная схема начала "сбоить". Последней каплей стала история с солдатской дочерью, которую Осипов соблазнил и бросил. Отец девушки пожаловался генерал-полицмейстеру Алексею Татищеву. Тот задержал Ваньку Каина и заставил сознаться во всех преступлениях. Сыщику вырвали ноздри, выжгли на лице слово "вор" и сослали на вечную каторгу.

Джонатан Уайлд: как охотник за ворами построил криминальную империю

Слуга у двух господ

В XVIII веке в Лондоне был свой Ванька Каин. Его звали Джонатан Уайлд. Будучи охотником за ворами, он руководил огромной преступной империей. Все началось с тюрьмы, куда Уайлд угодил в 1710 году за долги. Будущий криминальный авторитет быстро завоевал доверие охранников. Они разрешали преступнику периодически покидать тюрьму, чтобы вместе с полицейскими ловить воров.

"Он умудряется свести знакомство с роковой женщиной. Звали ее Мэри Милленор, она ввела его в преступный мир Лондона. Очень быстро он понял, что гораздо удобнее и гораздо прибыльнее. Гораздо безопаснее с точки зрения защиты от государства быть слугой у двух господ", – рассказал историк.

Фото: © Global Look Press/Mary Evans Picture Library

Выйдя на свободу в 1712 году, Джонатан Уайлд продолжил сотрудничать с полицией. Он заработал репутацию успешного борца с преступностью и даже начал называть себя "генералом-вороловом". Власти платили ему по 40 фунтов за каждого пойманного преступника, а позднее премию увеличили до 100 фунтов. Но основной доход Уайлду приносила вовсе не работа на полицию…

На чем попался преступник

Одновременно с охотой на преступников англичанин управлял собственным нелегальным бизнесом. Он договаривался с ворами, наводил их на богатые дома, затем скупал краденые вещи и перепродавал их втридорога… законным владельцам. Джонатан Уайлд создал огромную сеть с подконтрольными ему преступниками.

А те, кто отказывался работать с "генералом-вороловом", рисковали угодить в тюрьму. Впрочем, и сам король криминального Лондона не избежал наказания. Он закончил свою жизнь на виселице в 1725 году.

"По легенде, он погорел на сущей ерунде – на получении премии за украденный моток кружев. Однако это всего лишь легенда. В 1724 году Джонатан вместе со своим главным помощником были арестованы за организацию побега из тюрьмы одного из своих людей. После этого его самого посадили в Ньюгейтскую тюрьму. Недоброжелатели тут же принялись его закладывать. Всплывали факты его участия в грабеже драгоценностей и подкупе чиновников", – сказал публицист Андрей Перевалов.

"Король риска" Эжен Франсуа Видок

Создал группу из сыщиков-уголовников

Из воров – в борцы с преступностью. Такой путь выбрал и француз Эжен Франсуа Видок. За изворотливость и бесстрашие его прозвали "королем риска". Он не раз попадал в тюрьму за различные преступления, бежал и снова оказывался за решеткой.

В 1809 году во время очередного побега Видок сам пришел в парижскую полицию, но не для того, чтобы сдаться. Он предложил свою помощь в поимке самых опасных воров и убийц. Утверждал: только преступник знает, как ловить себе подобных.

Удивительно, но парижская полиция не просто выслушала отчаянного француза: ему разрешили создать собственную группу из бывших уголовников.
Фото: © Global Look Press/Mary Evans Picture Library

"Эта организация называлась "Сюрте", то есть, что в переводе с французского означает "безопасность". Отличие Видока от Ваньки Каина и Уайлда в том, что он действительно боролся с преступностью. Он систематизировал работу полиции. Он стал одним из родоначальников такой науки как криминалистика, потому что первым обратил внимание на необходимость создания системных картотек дел", – заметил историк.

Мемуары и прибыльный бизнес

За годы службы в "Сюрте" Эжен Франсуа Видок разоблачил около 20 тысяч преступников. Несмотря на это, в 1827 году детектива попросили уйти в отставку из-за его темного прошлого. "Отец французского уголовного розыска", как его стали называть, не впал в уныние. Он начал писать мемуары, а чуть позже основал первое в мире частное Бюро расследований. Оно занималось в основном экономическими преступлениями. За консультации и помощь в течение года клиенты платили Видоку 200 франков.

"Видок призывал: подписывайтесь на наши услуги, и вы никогда не станете жертвой аферистов и прочих мошенников. Мы вовремя предупредим и позаботимся, чтобы найти вашего обманщика. Подписка действовала по принципу современной медицинской страховки. Вами займутся, как только что-то произойдет", – говорит Перевалов.

От клиентов не было отбоя. Секрет успеха был все тот же: Эжен Франсуа Видок нанимал на работу в бюро бывших мошенников, которые прекрасно знали уловки аферистов. Этим бизнесом известный французский сыщик занимался вплоть до своей смерти в 1857 году.

Как Алан Пинкертон открыл первое детективное агентство в США

А в США первое частное сыскное агентство появилось в середине XIX века. Его открыл Алан Пинкертон. Что интересно, в отличие от того же Видока, он не имел никакого отношения к преступному миру. Пинкертон был бондарем – выделывал бочки из дерева. Но все изменил случай.

Однажды в лесу американец наткнулся на группу фальшивомонетчиков, проследил за ними и сдал шерифу. После этого он и решил создать свое детективное агентство. Первоначально оно специализировалось на поимке грабителей поездов и взломщиков сейфов, но позднее Пинкертон расширил сферу деятельности.

"Его сеть детективных агентств к концу XIX века разрослась по всей Америке. В 1871 году даже государственные власти США заключили с Пинкертоном контракт к государственному подряду. То есть Пинкертон как подрядчик государства обязывался принимать участие в розыске преступников, которые совершили бы государственные преступления или слишком громкие и значимые преступления, связанные с общественной безопасностью", – отметил Уканеев.

Фото: © TASS/The Granger Collection
Считается, что агенты Пинкертона собрали одну из первых в мире баз данных преступников.

Для создания досье на каждого бандита сотрудники детективного агентства собирали папку с газетными вырезками, историей его преступлений, арестов и информацией о сообщниках. Также сыщики Пинкертона первыми в США начали практиковать работу под прикрытием – они внедрялись в банды и собирали нужную информацию. Либо притворялись клиентами какого-нибудь фальшивомонетчика, чтобы поймать его с поличным. Впрочем, иногда агенты использовали совершенно варварские методы.

"В 1875 году сотрудники Пинкертона по заказу Федерального правительства США боролись с печально известной на юге США бандой Джесси Джеймса. Для того, чтобы его ликвидировать, они забросали гранатами дом, где жила родня Джесси Джеймса", – сказал историк.

Самого убийцы и грабителя Джесси Джеймса в тот момент не было дома. Пострадала его мать – взрывом женщине оторвало руку, а младший брат получил смертельные ранения. Несмотря ни на что, детективное агентство Пинкертона пользовалось хорошей репутацией у властей. Организация не раз меняла названия, переходила от одного собственника к другому, но она до сих пор работает. Всего в США сейчас насчитывается свыше трех с половиной тысяч сыскных агентств, бюро и компаний.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1309850 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1309850' : 'adfox_151870620891737873_1309850' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1309850(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1309850(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })