То есть почти три недели топливо свободно вытекало из этого судна. В первые дни его никто не собирал даже с поверхности моря. Боновые заграждения в Анапе установили только 19 декабря, спустя четыре дня. Но было уже поздно.
"Неделю не делали практически ничего государственные структуры. Только волонтеры приехали туда по зову сердца, а не по приказу, и работали они первые дни очень упорно, но малорезультативно", – заметил научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.
Метод эхолокации
Мазут, как и любая фракция нефти, имеет положительную плавучесть, то есть легче воды и распространяется в виде пленки на ее поверхности. Но это только в теплой воде. Когда мазут замерзает, он по консистенции становится похож на битум, распадается на сгустки и тонет. Но как только становится теплее, мазут возвращает свои прежние свойства и опять появляется на поверхности.
Собрать его быстро теперь уже не получится. Фрагменты морскими течениями, ветром и штормами разбросало на сотни, а то и тысячи квадратных километров. Найти под водой мазут очень трудно. Сергей Тихоцкий – директор Института физики Земли РАН – предлагает использовать метод эхолокации.
"Любой современный эхолот на самом деле плавающий на глубине мазут увидит. Но эхолоты, которыми оборудованы современные суда, в особенности суда гидрографические, дадут вам картинку довольно четкую", – объяснил Сергей Тихоцкий.
Нужно только настроить гидролокатор. Но главная проблема в масштабе. Если в декабре пятна мазута находились вблизи Керченского пролива, то сейчас область поиска – чуть ли не все Черное море.