window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
20 декабря 2024, 18:10

Нулевой пациент "черной смерти": кто запустил в Европе "моровую язву"

Историк Лоевец рассказала, откуда на самом деле в Европу пришла "черная смерть"
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Чума в Марселе
Фото: © Getty Images/Heritage Images

В середине XIV века пандемия чумы охватила почти все страны Европы и Северной Африки. Священники, конечно, утверждали: страшная болезнь – это кара божья. Но французский король Филипп VI хотел получить научное объяснение, почему на континент обрушилась такая беда. Он обратился за консультацией к магистрам Парижского университета. Те объяснили монарху, что в 1345 году – незадолго до прихода "черной смерти" – Сатурн, Юпитер и Марс встретились в знаке Водолея. Планеты, безобидные по отдельности, оказались слишком близко друг к другу. Такое положение небесных тел, как считали средневековые исследователи, привело к появлению "ядовитых испарений" в воздухе. Они и вызвали чуму. Конечно, такие объяснения в наше время выглядят совершенно нелепо. Но в XIV веке над этим никто не смеялся. Подобные предположения называли "передовой научной мыслью".

Откуда на самом деле в Европу пришла "черная смерть"? Почему на Руси удалось избежать страшных последствий "моровой язвы"? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Вспышки чумы в наше время

Английское название чумы – plague. Это же слово переводится как "бедствие", "напасть" и "мор". С древних времен люди много раз сталкивались с различными эпидемиями – оспы, холеры, тифа. Но ни одна из них не была такой смертоносной, как "моровая язва".

Возбудитель инфекции – бактерия чумная палочка. У болезни две основные формы: легочная и бубонная. Первая – по симптомам похожа на тяжелую пневмонию, вторая получила свое название из-за воспаленных лимфоузлов. Их, собственно, и называли бубонами. В обоих случаях у больных возникает лихорадка, интоксикация, кровотечения.

Чума встречается и в наше время. В 2017 году возникла вспышка на Мадагаскаре, а через два года – в Монголии. Минувшим летом страшный недуг выявили у жителя Колорадо. К счастью, сегодня распространение чумы успешно сдерживают с помощью антибиотиков и вакцин.

"Вспышка была на острове Мадагаскар. Наши ученые там тоже участвовали. И с помощью этой вакцины, которая у нас в России есть, живой, подавили эту вспышку. Была опасность, что она перекинется на африканский континент, тогда было бы сложнее все. Сейчас летальность чумы – 5% всего", – рассказал кандидат биологических наук Сергей Рябов.

Фото: © ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Первая пандемия чумы – "Юстиниановая"

А еще в позапрошлом веке от этой заразы умирали девять человек из десяти. В истории известны три пандемии – они распространились на несколько континентов. Первую называют "Юстиниановой". Она возникла в годы правления византийского императора Юстиниана I, в VI веке, и бушевала около 60 лет. Жертвами стали 50 миллионов человек в Евразии и Северной Африке. Вторая пандемия разразилась в XIV веке. "Черная смерть", как прозвали ее европейцы, пришла с Востока.

"По данным исследователей, нулевым пациентом был монгольский кочевник, который оказался в Европе, съев мясо сурка, зараженного данной болезнью. И затем эта инфекция попала в Европу", – отметила историк Елена Лоевец.

Пик пандемии пришелся на 1346–1353 годы. Ученые спорят, сколько именно жизней она унесла. В одной только Европе погибло около 25 миллионов человек – то есть треть населения Старого Света. Люди не понимали, как лечить страшную болезнь, которая выкашивала целые города.

Кто принес "черную смерть" в Европу

Духовенство объявило чуму божьей карой и призывало прихожан молиться и каяться. По мнению астрологов, эпидемию вызвало особое расположение планет в небе. Медики считали заразными ядовитые испарения от трупов. На самом деле легочная форма чумы передавалась респираторным путем, бубонная – через блох.

Фото: © Getty Images/Mondadori Portfolio

"И вот там, где кусают блохи, они впрыскивают возбудитель чумы. Этот возбудитель по лимфатической системе попадает в лимфатические железы, там он накапливается, растет этот чумной бубон. Потом он может разорваться внутри, тогда – септическая форма, человек сразу, через час-два, умирает в этом случае от заражения крови", – объяснил кандидат биологических наук.

Но насекомые – лишь переносчики бактерии-возбудителя. Болеют чумой в основном грызуны: сурки, суслики, полевые мыши и, конечно же, крысы. Именно они принесли "черную смерть" из Азии в Европу.

"Крысы были переносчиками этой болезни, и они часто путешествовали на кораблях, потому что в то время была развита торговля между Азией и Европой. Везли всевозможные восточные товары на кораблях, и крысы, забираясь внутрь в трюм по канатам, также переносили с собой болезнь", – рассказала историк.

Вторая пандемия чумы

Чуму пытались лечить самыми экзотическими средствами. Например, микстурой из патоки, вина и изрубленных на куски ядовитых змей. Также считалось, что смертельную болезнь отпугивают сильные ароматы, поэтому горожане ходили по улицам с цветами в руках. Но со временем люди методом проб и ошибок открыли более менее эффективные способы если не вылечить инфекцию, то хотя бы избежать заражения.

Фото: © Getty Images/Historical

"В этот период уже начинали проводить различные мероприятия карантинного характера. Вторая пандемия была связана с торговыми путями, поэтому выставляли определенные посты, которые ограничивали передвижение людей", – поделился подробностями Рябов.

Слово карантин образовано от итальянского "куаранта" – сорок. Именно столько дней корабли, прибывавшие в портовые города – Венецию, Рагузу, Марсель, Геную – должны были стоять на якоре в отдалении от берега. Но почему городские власти выбрали именно такой срок? Скорее всего, это связано с символическим значением числа сорок. Согласно Новому завету, именно столько дней дьявол искушал Иисуса Христа в пустыне.

Как на Руси удалось избежать последствий "черной смерти"

На Руси в XIV веке о карантинах ничего не знали, поэтому в середине столетия "черная смерть" пришла на северо-запад государства – в города Псков, Новгород, Смоленск, где активно торговали с европейцами. Пандемия добралась и до Москвы. Историкам трудно сосчитать число ее жертв, однако все ученые сходятся во мнении: на Руси не было такого страшного мора, как у западных соседей. И на то есть несколько причин.

"Большие просторы. Поселения, города были расположены не скученно, как в Европе это было, а довольно много пространства, что, в свою очередь, не вызывало такой концентрации населения, и поэтому инфекция так не распространялась", – пояснила Лоевец.

Фото: © Global Look Press/Sergey Voronin/Russian Look

Во-вторых, у наших предков гораздо лучше обстояли дела с личной гигиеной, чем у их соседей. В то время среди европейцев было не принято часто мыться. Они принимали водные процедуры раз в несколько недель. Многие ходили для этого в общественные бани, где, конечно же, заражали друг друга. Жители Руси мылись каждый в своей парной.

"Практически в каждом доме была баня, и это было русской традицией – посещать баню. Соответственно, соблюдался вот этот гигиенический режим", – уточнила историк.

Правда ли, что Русь от чумы спасли крысы

"Моровая язва" пришла на Русь в 1352 году, то есть через шесть лет после начала пандемии в Старом Свете. И наши предки успешно использовали европейский опыт борьбы со смертельной болезнью. Например, власти городов строго следили, чтобы личные вещи зараженных после смерти сжигали. Некоторые историки утверждают: от тяжелых последствий эпидемии жителей средневековой Руси спасли крысы. Якобы на территории государства тогда в основном обитали серые грызуны – пасюки. Они менее восприимчивы к инфекции, чем черные собратья, и реже попадают на корабли, потому что не такие ловкие.

Но зоологи с этой теорией не согласны. Они говорят, что серые крысы – завсегдатаи трюмов. Кроме того, в XIV столетии в западных районах государства обитали как раз их более крупные – черные сородичи. А пасюки – чья родина Восточная Азия – появились в Московском царстве только в XVII веке.

Фото: © РИА Новости/Михаил Успенский

Третья пандемия "моровой язвы" и первая вакцина

К тому времени о нашествии "черной смерти" уже позабыли и не вспоминали вплоть до середины XIX столетия. Тогда началась третья пандемия, и она распространилась в основном на страны Азии, Африки, Южной Америки. От чумы погибли не менее 12 миллионов человек.

"Третья пандемии началась где-то в 1855 году в Китае, к 1894 году она дошла до Гонконга. Туда поехали многие врачи. Там работали два микробиолога: Александр Йерсен – француз, который прошел подготовку в лаборатории Луи Пастера, и Китосато Сибасабуро – японец, который подготовку по микробиологии прошел у Роберта Коха. Они практически одновременно открыли микроб чумы, палочку чумы", – рассказал Сергей Рябов.

Через два года после этого революционного открытия уроженец Российской империи иммунолог Владимир Хавкин создал первую в историю противочумную вакцину. Он опробовал ее сначала на себе, а затем успешно прививал жителей индийского Бомбея. Его противочумная лаборатория со временем превратилась в большой научный институт. Он до сих пор носит имя Владимира Хавкина.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1291786 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1291786')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1291786", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1291786', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1291786(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1291786(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })