в удобном формате
Развитие технологического лидерства, в том числе и в области искусственного интеллекта, невозможно без коренных перемен и на рынке труда, и в системе высшего образования. Спрос на него остается крайне высоким. Только, увы, достаточно часто абитуриентов интересуют не реальные знания, а всего лишь корочка об окончании вуза. В итоге начинается игра в имитацию, и на свет появляются тысячи специалистов, которых в реальности не стоило бы и на пушечный выстрел подпускать к рабочему месту. Расследование корреспондента "Известий" Алексея Целищева.
Имитация высшего образования - выгодный бизнес
Финал интервью с владельцем Читинского дистанционного института Андреем Дружининым. Набирают студентов и зачисляют в столичные вузы-пустышки. Там получают дипломы, но не получают знаний.
Дружинин держался до последнего, но потом набросился с кулаками.
Как же выглядит его институт? Небольшой флигель и наглухо закрытая дверь.
Имитация высшего образования прочно поставлена на коммерческие рельсы. Дипломы юристов, педагогов, экономистов, менеджеров дают пропуск в самые разные сферы: от банковской до государственного и муниципального управления.
Десятки частных вузов создают видимость учебного процесса: есть штатное расписание, педсостав, лицензии. Но занятий не проводят и выпускают в итоге целую армию "незнаек" с дипломами о высшем образовании.
Промзона в одном из районов Улан-Удэ. Самый популярный гипермаркет строительных материалов, рядом оптовый склад с цементом, краской, гипсокартонном, отдел по управлению персоналом. И неожиданно вуз: Байкальский экономико-правовой институт.
Абитуриентов зачисляют круглый год. Если нет ЕГЭ, поможет лично советник ректора Александра Онуфриенко. У них есть целая программа фиктивного обучения.
Цена вопроса полмиллиона рублей. Стратегия теневого заработка в действии. Дефицита абитуриентов нет. Сейчас две трети школьников и выпускников колледжей выбирают вуз.
За более чем 30 лет новейшей истории страны создать прозрачный рынок частного образования не удалось. Есть несколько серьезных игроков. Они известны, их проверяют, там ведется научная работа. Те, кто занимается имитацией, как правило, почти незаметны, подпадают под мораторий о проверках на малый и средний бизнес и существуют благодаря неэффективной системе оценки вузов.
"Их нужно искоренять по четким ясным правилам. Если абитуриенты будут знать, что если вуза нет в рейтинге, что если у него нет качественного профсостава, его диплом не будет котироваться, они туда не придут", - заявил президент Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов.
Но пока приходят.
В одном омском вузе готовят юристов и менеджеров. От нашей съемочной группы убегает главный бухгалтер и преподаватель математики в одном лице.
Но абитуриентам она рассказывает совсем другое.
Рособрнадзор попросили создать специальный перечень частных вузов
Москва. Гуманитарный институт имени Столыпина. Коммуналка переделана под аудитории. Ректор Елена Анохина предлагает уже знакомую схему.
Борьбу с такими учебными заведениями Рособнадзор начал еще в 2016-м. Были закрыты порядка 150 вузов. Но в 2018-м борьбу сочли завершенной. Хотя "имитаторы" в отрасли остались. Такие как национальный институт имени Екатерины Великой, который закончила Алина Бродецкая.
Заведение потеряло госаккредитацию, закрылось, а информация о дипломах исчезла.
"Единственный вариант подтвердить мой диплом – это обращаться в суд", - заявила Алина.
Но доверия у работодателей такой документ уже не вызовет.
"Приходят вот люди, например, программисты, не понимают как работает процессор, проблема-то в этом на фундаментальном уровне", - рассказывает основатель и директор крупной компании, производящей сложную электронику Юрий Тырыкин.
И страшно, когда ошибки не просто фундаментальные, а фатальные.
2018 год. Подмосковье. Крушение пассажирского самолета. Погибли 70 человек. Вторым пилотом был выпускник Челябинского летного училища гражданской авиации. Единственного частного учебного заведения такого рода.
Начались проверки. У выпускников аннулировали свидетельства пилотов. Росавиация через суд настояла на прекращение работы училища. Вот выдержка из судебного решения.
"Сокращение объема информации, умений и навыков, получаемых слушателями образовательной организации, при отсутствии надлежащей сертификации, создает непосредственную угрозу безопасности полетов", - отметили в Мосгорсуде.
Пока это единственный пример, когда ведомство, отвечающее за безопасность целой отрасли, настояло на закрытии частного училища, которое нарушало стандарты образования. Но для других это уроком не стало.
Рособрнадзору теперь придется ответить на депутатский запрос с предложением о создании специального перечня.
"Реестр частных вузов должен быть создан. Проведена комплексная работа, чтобы дать простой ответ: насколько образование, которое дается в частном вузе, соответствует общероссийских стандартам. Насколько штат укомплектован теми или иными преподавателями и специалистами, которые преподают. Каков их уровень знаний, сколько из них докторов, сколько из них кандидатов наук, есть ли в таких вузах диссертационные советы", - заявил депутат Госдумы Александр Якубовский.
Как правило, именно научной деятельностью "имитаторы образования" не занимаются. Поэтому для них и придуман вот такой интеллигентный термин "академическая нечестность". Плоды просвещения поражают.
Призрачная надежда, что эти студенты все-таки получат хоть какие-то знания, есть. Но вот сомнений в том, что у них будет диплом – нет ни малейших.