"Страны Балтии и Украина отделятся от европейской части России и сформируют самостоятельные государства. Кавказские народы (Грузия, Армения и Азербайджан), вероятно, отделятся и сформируют, по крайней мере на начальном этапе, независимую федерацию. Белоруссия останется в составе федерации с Россией", – считал Джилас.
Как мы знаем, социалистический лагерь действительно перестал существовать. Но даже приблизительно не сбылось предсказание Джиласа про объединение двух Корей и воссоединение Тайваня с Китаем. Самым могущественным государством на Балканах, по его мнению, должна была стать Сербия.
Прогнозы Азимова
А вот фантаст Айзек Азимов думал куда глобальнее. Свой прогноз он креативно оформил как вырезки из газет будущего.
"Лунная колония торжественно открывает новое отделение. Общая длина коридоров под поверхностью Луны перешла 300-километровую отметку.
Экторебенок отмечает первый день рождения. Сегодня исполняется один год Дженни, девочке со стеклянной мамой", – полагал писатель.
Первый ребенок из пробирки появился спустя всего четыре года после прогноза Азимова. Но сбылся он не в точности, ведь при ЭКО ребенок развивается в теле женщины, а не в колбе стеклянного инкубатора. Не сбылся и прогноз по развалу США.
"В планах на четверть тысячелетия показать ностальгический фильм "Конец Соединенных Штатов", – говорил Азимов.
Как готовят прогнозы сегодня
Учитывая сегодняшние события в США, может, прогноз фантаста и сбудется, только несколько позже. Хотя обычно с прогнозами исследователям не везет.
"Прогноз примерно идет достоверный не более чем на треть от длины данных предыдущих периодов. Известно, в 100 промежутков времени значение переменной и на 30 единиц времени вперед мы можем более или менее достоверно предсказать. Считается, что на больший период бесполезно делать, потому что вмешиваются какие-то факторы дополнительные", – объяснила доктор экономических наук, завкафедрой информатики РЭУ имени Плеханова Ольга Китова.
Сейчас относительно точный прогноз готовят на три года. Загадывать дальше в стремительно меняющемся мире становится все сложнее.
Вот почему я с таким подозрением отношусь к экономическим прогнозам.
Подавляющее большинство экономистов не смогло предсказать ни одного мирового кризиса.