window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
01 ноября 2024, 12:27

Поменяет размер и сама себя почистит: на что способна "умная" одежда

Эксперт Тиббитс объяснил, какая одежда может подстраиваться под размер человека
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Платье их термоткани
Фото: © Self-Assembly Lab

Полный шкаф одежды, а надеть нечего – извечная проблема всех женщин, да и мужчин тоже. Многие быстро увеличиваются в размере, а вот их любимые брюки нет. Попробуй потом найти новые, ведь надо тратить время, ездить по магазинам, примерять, а потом еще и подшивать.

Но от всех этих ненужных телодвижений скоро избавит технологичная одежда будущего. Как вещи сами подстраиваются под размер человека? Где придумали самоочищающийся костюм? И как от одежды зарядить технику? Об этом рассказывает программа "Наука и техника" с Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.

Одежда, меняющая размер

Специалисты Массачусетского университета создали инновационную одежду, способную менять фасон и размер при нагревании. Ткань сделана из уникальной термоактивированной пряжи, которая буквально принимает формы своей владелицы или владельца. Для этого специальный робот-манипулятор использует нагревательный пистолет, которым точечно нагревает одежду, заставляя ткань сжиматься в нужных местах, в итоге наряд словно сшит по индивидуальному заказу.

Фото: © Self-Assembly Lab

"Тело каждого человека уникально, поэтому одежда даже одного и того же размера смотрится совершенно по-разному. Наше изобретение – ноу-хау в сфере индивидуального дизайна текстиля. Использовать промышленные тепловые пушки мы не могли, нужно было что-то покомпактнее. И когда мы определились с размерами термопистолета, с температурой и скоростью его работы, все стало гораздо проще", – рассказал доцент кафедры архитектуры Массачусетского технологического института, основатель лаборатории программируемых материалов Скайлар Тиббитс.

Тут главное не перестараться – чтобы брюки случайно не превратились в шорты.

Сверхпрочная куртка

В Англии придумали куртку из высокомолекулярного полиэтилена – этот материал в 15 раз прочнее стали. Такой используют для изготовления тросовых систем в космической отрасли. Весит куртка вполне по-земному – около двух с половиной килограммов. Правда, за гарантированную сверхпрочность и износостойкость придется раскошелиться: стоимость новинки – почти тысяча долларов.

Фото: © Vollebak

"Подкладка в наших куртках не такая плотная, но замерзнуть точно не получится. В составе синтетического утеплителя вторично переработанные волокна полиэстера. Причем чем хуже условия вокруг, тем лучше вы будете себя чувствовать: при температуре ниже 50 градусов по Цельсию прочность пуховика увеличивается на 5-10 процентов – ткань фактически застывает. Ее нельзя порезать, порвать или сжечь", – объяснил сооснователь компании-разработчика одежды Стив Тидбол.

Как зарядить технику от одежды

Британские инженеры придумали, как заряжать телефоны и смарт-часы от одежды. Ученые Ноттингемского университета Трента разработали уникальную ткань, в которую вшили миниатюрные фотоэлектрические элементы. Они-то и будут вырабатывать электричество за счет солнечного света.

"Мы создали эту большую солнечную панель из тканного текстиля и добились этого, создав электронные нити со встроенными солнечными элементами. Это миниатюрные солнечные элементы, их размер примерно 5 миллиметров, поэтому они действительно крошечные. Мы вплели их в пряжу, а затем сплели, чтобы создать эту большую панель, состоящую из 1200 ячеек", – поделился подробностями доцент электронного текстиля в Ноттингемской школе искусства и дизайна Британского Ноттингемского Трентского университета Теодор Хьюз-Райли.

Фото: © Nottingham School of Art and Design

Футболки и сарафаны с солнечными батареями абсолютно безопасны для кожи, так как все элементы изготовлены из кремния. А еще они встроены в водонепроницаемую полимерную смолу, поэтому ткань для зарядки телефонов можно стирать вместе с другим бельем.

Самоочищающийся костюм

Но хорошо было бы вообще не стирать одежду и при этом не отпугивать окружающих неприятным запахом. И такая разработка есть, причем отечественная. Самоочищающийся костюм, который уже протестировали на самом верху, то есть в космосе.

"Она очищается за счет того, что в структуре волокон ткани такой одежды есть наночастицы меди в биополимерной оболочке, и, когда бактерии попадают на ткань вместе с потом из организма человека, наночастицы приходят в действие и разрушают эти бактерии. В течение пяти минут одежда полностью очищается от бактерий", – рассказал сооснователь компании-разработчика антибактериальной одежды Кирилл Чижов.

Костюмы с частицами меди избавит его владельца от неприятных запахов. Поэтому наматывать километры на велотренажере, обливаясь потом, можно хоть по две недели подряд. Но самое главное – инновационная экипировка удешевит полеты в космос.

Фото: © РЕН ТВ

"Если мы берем три члена экипажа, то на всю длительность миссии им необходимо около 8-10 комплектов. Мы же можем сократить количество этих комплектов в 2 раза за счет технологии. И если мы сократим хотя бы в 2 раза, то такое путешествие может сэкономить около 1,5 миллиона долларов, потому что поднимать 1 килограмм вещей обычных стоит 30-50 тысяч долларов", – разъяснил Чижов.

А раз меньше одежды в космосе, то и утилизировать потом придется меньше. Стиральных машин на МКС нет. Все грязные вещи складывают в специальные мешки и помещают в грузовой корабль. Все это потом сгорает в плотных слоях нашей атмосферы. Но это не самый экологичный способ, ведь в пепел успевает превратиться не все.

Биоразлагаемая одежда

Но решение этой проблемы уже есть – биоразлагаемая одежда из желатина. Сырье в виде порошка нагревают в специально разработанной прядильной машинке, а потом растягивают в длинные тонкие нити. Далее ученые вымачивают их в растворе с красителями и другими добавками, получая волокна любого цвета и эластичности.

Фото: © Utility Research Lab

"Мы можем регулировать также и прочность новой ткани, например, добавка экстракта фруктов сделает ее плотнее. Но растворяется желатин в воде по-прежнему довольно быстро. Так что мы разрабатываем и другие натуральные ингредиенты для волокон, чтобы сделать одежду покрепче. Например, используя хитин из крабовых панцирей", – отметил доцент кафедры компьютерных наук, руководитель лаборатории прикладных исследований Института АТЛАС Университета Колорадо Майкл Ривера.

Одежда из желатина – отличный способ обновить гардероб, не приобретая новые вещи. Растворил надоевший пиджак до состояния ниток и изготовил себе новый. Одним словом, скоро про шопинг можно будет забыть. Просто надобности не будет: во-первых, одежда станет вечной и не требующей стирки, а во-вторых, любое платье или костюм в шкафу можно будет легко переделать – изменить цвет, фасон и размер.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1276033 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1276033')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1276033', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1276033', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1276033(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1276033(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })