в удобном формате
16 сентября 1977 года вся московская милиция была поднята по тревоге. Пропал младенец – девочка нескольких месяцев от роду. ЧП случилось средь бела дня у молочной кухни. Молодая мама оставила коляску у входа – не хотела будить спящую дочку. "В самом деле, что может случиться за несколько минут?" – рассуждала женщина. Но коляска вместе с младенцем исчезла. Кому понадобилось похищать чужого ребенка? Может, преступница – женщина, которая отчаялась завести своих детей и обезумела?
Правда оказалась гораздо страшнее. Через несколько часов коляску с младенцем обнаружили в подъезде жилого дома рядом с местом пропажи. Девочку зверски убили. Для спокойного советского времени – происшествие из ряда вон. Но это было только начало жуткой серии преступлений, которые потрясли всю страну. О них рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Серия диких убийств младенцев
Первой похищенную девочку обнаружила управляющая домом №22 по улице Маршала Бирюзова. Нелюдь ударил малышку ножом, она еще дышала, но скончалась по дороге в больницу.
О диком убийстве доложили тогдашнему министру внутренних дел Николаю Щелокову. Он распорядился засекретить дело, чтобы не сеять в столице панику. Это было ошибкой – молодые мамы продолжали оставлять коляски с детьми без присмотра. Уже через три дня после первого убийства на проспекте Мира похитили второго младенца – трехмесячную девочку. Спустя месяц ее труп со следами насилия обнаружили на городской свалке. Позже следствие выяснит: безумец действовал по одной и той же схеме.
"Он забирает ребенка, заходит в первый попавшийся подъезд, поднимается на пятый этаж и убивает его там же. Но в этот раз он забирает труп ребенка с собой, чтобы не оставлять на месте преступления следов", – рассказал адвокат по уголовным делам Шон Бетрозов.
Через месяц убийца расправился с третьей жертвой – шестимесячным мальчиком. Мать оставила сына на руках у пожилой соседки, а сама ненадолго зашла домой. В этот момент на пенсионерку напал неизвестный мужчина, схватил младенца и убежал. Тело ребенка нашли несколько дней спустя. Сомнений не оставалось – в городе орудует маньяк. На его поимку милиция бросила все силы.
"Практика расследования серийных преступлений, особенно серийных маньяков, всегда имеет фактор случайности, к сожалению, потому что они непредсказуемы, непоследовательны и очень осторожны. Поэтому расследования такого рода преступлений очень сложные", – пояснила кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики МГУ Алтынай Джуманбетова.
Новая локация и очередные жертвы
В ходе очередного рейда внимание оперативников привлек странный мужчина, который сидел в кустах и пристально следил за женщиной с коляской. Неужели это и есть тот самый психопат, который насилует и убивает грудничков?
Подозрительного гражданина задержали, но, как оказалось, напрасно. Дама, с которой он глаз не спускал, была его женой. Супруги повздорили, и провинившийся муж просто ждал подходящего момента, чтобы извиниться.
А между тем за всем происходящим внимательно наблюдал еще один человек. Это был тот, кого уже успели прозвать "охотником на младенцев".
"Он понимал: ага, меня преследуют, значит, надо что-то делать. А что можно делать? Поменять локацию. Потому что, если я здесь сейчас кого-нибудь схвачу, скорее всего, меня быстренько поймают", – воспроизвела логику преступника юрист.
Новой локацией стал подмосковный Чехов, а очередными жертвами изверга – две новорожденные девочки. К тому времени на счету у серийного убийцы было уже пять трупов.
Шестое похищение стало для него роковым. 21 октября Валентина Мамохина вышла с дочкой Наташей за продуктами. Коляску с ребенком оставила на улице. Вдруг в окно магазина увидела, как мужчина в клетчатой рубашке, серых штанах и кепке схватил ее дочь и побежал. Валентина подняла крик, и прохожие бросились за незнакомцем в погоню.
"Поняв, что ноша для него непосильная, он бросает младенца и бежит дальше. Через дворы он уходит от погони и скрывается от тех, кто преследовал его. Но была одна особенность: когда он убегал, с него упала кепка", – отметил адвокат по уголовным делам.
Как удалось вычислить маньяка
Слетевшая кепка помогла очевидцам разглядеть лицо преступника. На щеке у него был огромный уродливый шрам. По фотороботу работники столичного строительного предприятия опознали своего коллегу – тихого и скромного слесаря, передовика производства, 38-летнего Анатолия Бирюкова.
Будущий маньяк родился в Чехове в семье Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Николая Бирюкова. В детстве с мальчиком произошел несчастный случай – он пытался распилить боевой патрон и тот взорвался. Лицо Анатолия изуродовали глубокие шрамы. В школе подростка дразнили, он замкнулся и рос нелюдимым. Но, несмотря на комплексы, Бирюков удачно женился. В семье родились две дочки. А потом у супругов начались проблемы.
"В последующем Бирюков пояснял, почему он совершил эти преступления. Первая версия была в том, что жена не исполняла свой супружеский долг", – сказал Шон Бетрозов.
Но главное, что Бирюкова постоянно подмывало причинить вред своим новорожденным дочерям.
"Поэтому он принял для себя решение, что не будет совершать преступления над собственным ребенком, а пойдет искать чужих детей", – указал адвокат.
"Охоту на младенцев" Бирюков начал еще за шесть лет до первого убийства. В 1971 году он угнал коляску с ребенком, которая стояла у детской поликлиники. К счастью, мать вовремя это заметила и позвала на помощь милицию. На допросе Бирюков отшутился – мол, хотел проучить беспечную родительницу за то, что та бросила свое чадо без присмотра. Тогда будущий серийный маньяк отделался штрафом. А через полгода он повторил попытку. И его снова поймали.
"Он объяснил, что хотел продать коляску. Коляска – это дефицитный товар. Его привлекли за кражу, поэтому оно так и прошло", – объяснила Джуманбетова.
В колонии Бирюков отсидел три года. Жена подала на развод, а он решил, что будет срывать злость на беззащитных младенцах.
Отец отрекся от маньяка на суде
24 октября 1977 года душегуба задержали. Своей вины он не отрицал и охотно раскрывал подробности кровавых преступлений. Бирюков надеялся, что ему поможет влиятельный отец. Николай Иванович сначала отказывался верить в то, что его сын способен на такие зверства. Но потом публично отрекся от него на суде.
"Эти процессы были настолько тяжелые, что к суду подъезжали кареты скорой помощи каждый день, потому что из зала суда кого-нибудь из потерпевших выносили постоянно – то с обморочным состоянием, то чуть ли не с сердечным разрывом", – поделился подробностями эксперт.
Медицинские эксперты заключили, что Бирюков страдает серьезными психическими отклонениями. Однако его признали вменяемым. Суд приговорил извращенца к высшей мере наказания. Бирюков писал прошения о помиловании, но в феврале 1979-го самого жестокого маньяка в СССР расстреляли.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.