window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
22 октября 2024, 13:46

"Беспилотная карусель": как тяжелые дроны жгут технику ВСУ под Курском

На курском направлении используют несколько ударных беспилотников
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Дрон  Иноходец и удар по технике ВСУ в Курской области
Фото: © Министерство обороны РФ

До боев под Курском российская армия редко использовала тяжелые ударные дроны. Почему они вернулись на поле боя? Что такое "беспилотная карусель"? И где сейчас украинские Bayraktar? Почему в Черном море больше не летают разведывательные дроны НАТО? И как сбить беспилотник без зенитных ракет и пушек? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Тяжелый дрон "Иноходец"

"Иноходец" относится к средневысотным беспилотникам – такие не поднимаются выше 8 километров. Точные характеристики дрона держат в секрете, но известно, что его экспортная версия под названием "Орион" летает на 250 километров, развивая скорость до 200 километров в час. Учитывая, что за рубеж обычно поставляют упрощенные модели, способности "Иноходца" еще выше.

"Преимуществом "Иноходца" является то, что он имеет возможность реализации комбинированной системы управления как по классической системе, по защищенному радиоканалу, так и с применением спутниковой связи", – рассказал военный эксперт, программный директор Академии политических наук Александр Степанов.

Фото: © Министерство обороны РФ

Беспилотники могут непрерывно патрулировать линию фронта более суток. Замечать передвижения украинских военных и тут же атаковать по команде оператора. В этом смысле большие дроны эффективнее ударных вертолетов. Летчики тоже работают в режиме так называемой свободной "охоты", но они ограничены по времени полета.

В Сети появились кадры, как "Иноходец" засек на грунтовой дороге инженерную машину для разминирования. Как только техника останавливается – по ней бьет ракета. 

Что такое "беспилотная карусель"

На курском направлении используют несколько ударных беспилотников. В том числе и тяжелые "Форпосты". Дроны работают параллельно или постоянно сменяя друг друга – эта тактика называется "беспилотной каруселью".

"Применяется не один дрон, а несколько. И они, как по карусельке, один дрон отработал – второй дрон. И они поочередно начинают работать, чтобы меняли тактику подхода, высоту, плюс скоростной режим они меняют, и чтобы не поразили их, не поймали", – пояснил участник СВО Дмитрий Каравайчик.

Фото: © Министерство обороны РФ

Боевое крещение "Иноходец" прошел в Сирии. С учетом опыта СВО беспилотник доработали: инженеры усовершенствовали управление, появились новые боеприпасы. Например, новая авиационная высокоточная ракета Х-БПЛА. Ее разработали для запуска с беспилотников самолетного типа. Она может уничтожать легкую бронетехнику, укрепления и блиндажи. Ракета идет к цели по лазерному наведению по аналогии с высокоточным "Краснополем". 

Почему тяжелые дроны вернулись на поле боя

В начале СВО "Иноходца" активно применяли во время освобождения Мариуполя. Но затем беспилотник практически пропал из сводок: его использовали локально и чаще всего – для наведения высокоточных артиллерийских снарядов. После вторжения националистов в Курскую область "Иноходец" снова заметили на поле боя. Он регулярно сжигает украинскую технику.

"Это говорит о том, что существуют очень серьезные бреши в системе ПВО противника. Основные элементы, особенно те западные системы обеспечения безопасности воздушного пространства, были де-факто ликвидированы, что обеспечивает беспрепятственное перемещение подобных ударных дронов и, самое главное, их неуязвимость для альтернативных систем малого радиуса дальности", – отметил военный эксперт.

В начале вторжения украинские военные для прикрытия передовых бригад выдвинули часть зенитных комплексов из тыла почти к самой границе. Для нашей армии это значительно упростило вскрытие позиций вражеской ПВО.

Фото: © Министерство обороны РФ

Теперь ВСУ не рискуют перебрасывать системы средней и большой дальности к границе: группировка осталась практически без прикрытия. У Украины нет сильной системы ПВО. Это позволяет "Иноходцу" патрулировать и акваторию Черного моря.

"Прежде всего, для выявления и уничтожения беспилотных надводных аппаратов, ударных дронов, дронов Камикадзе.  Ну и, конечно же, он может уничтожать диверсионно-разведывательные группы противника, которые перемещаются на скоростных катерах", – сказал Александр Степанов.

Где Украина прячет турецкие Bayraktar

"Иноходец" – прямой конкурент турецкого Bayraktar, их характеристики и вооружение схожи. На начало спецоперации украинская армия имела более сотни таких машин. В Киеве надеялись, что беспилотник станет главной угрозой для нашей техники. Турция даже планировала построить завод по производству дронов на Украине, но в первые же месяцы СВО националисты потеряли десятки Bayraktar. Причина – в эффективности российской системы ПВО.

Крупные беспилотники – легкая мишень для зенитных комплексов. Их хорошо видят радары, поэтому у линии фронта Bayraktar больше не летают. Дорогостоящие дроны держат на складах в тылу и используют разве что в качестве шпионов.

Фото: © ТАСС/Пресс-служба Минобороны РФ

Провал турецких беспилотников сказался на поставках оружия Киеву. США так и не решились передать свои многоцелевые беспилотники "Серый орел", хотя ВСУ они бы очень пригодились для ведения разведки. Официально Белый дом якобы против эскалации конфликта. Но, скорее всего, в Пентагоне просто побоялись, что "Орел" попадет в руки наших конструкторов, как это уже случилось с турецкими беспилотниками.

"Промышленный шпионаж никто не отменял, мы можем изучить оптику их, связи, каналы, двигатели, и это принесет только плюс нашему беспилотнику. Вот поэтому они и боятся все это показывать", – заметил участник СВО.

Почему дроны-разведчики НАТО больше не летают над Черным морем

США взяли разведку на себя и направили беспилотники в Черное море – речь идет о стратегических дронах. Они имеют совершенную оптику и могут вести наблюдение на сотни километров более 30 часов. С их помощью американцы определяли координаты военных объектов в Крыму для нанесения ударов западными ракетами.

Но вот с июня беспилотники в черноморской акватории не появляются. Совпадение или нет, но они перестали летать у морских рубежей России после того, как американский Global Hawk случайно встретился с российским Миг-31. По неподтвержденным данным, истребитель пролетел над беспилотником на скорости вдвое превышающей звуковую, после чего дрон чуть не потерял управление.

Фото: © TASS/Airman 1st Class Tristan Viglian

"Не исключается, что принято соответствующее решение о возможности уничтожения подобных единиц в случае их участия в наведении высокоточного оружия и комбинированных ударов по Крымскому полуострову. Я убежден, что такие беспилотники необходимо уничтожать в случае их прямых угроз национальной безопасности Российской Федерации", – заявил Степанов.

Как сбить дрон без зенитных ракет и пушек

Перехватить такой беспилотник может любая система ПВО большой дальности. Йеменские хуситы, например, сбивают американские стратегические дроны при помощи иранских зенитных комплексов – аналогов российского "Бука". Вот среди обломков дрона можно заметить противотанковые ракеты. Всего повстанцы сбили 11 беспилотников.

В России уже разрабатывают новый разведывательно-ударный дрон "Альтаир". Пока он находится на стадии летных испытаний. Не исключено, что боевое крещение беспилотник пройдет в зоне СВО.

Пока же на фронте наша армия для разведки использует разные серии тактических дронов самолетного типа. Причем беспилотники спокойно летают в глубоком украинском тылу. В программе показали Днепропетровскую область: оператор обнаружил позицию американского Patriot – координаты передают расчету "Искандера". Зенитный комплекс не смог защитить себя. Установки выпустили на перехват две противоракеты, но безуспешно. 

Фото: © ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Из-за тотального дефицита систем ПВО националисты начали сбивать наши разведывательные беспилотники при помощи дронов-камикадзе с управлением от первого лица. На "воздушных шпионах" нет камер заднего вида, поэтому оператор не видит угрозы, а значит, не может маневрировать, чтобы уйти от удара. То же касается и боевых дронов.

Плюсы такого перехвата очевидны: коптеры в сотни раз дешевле зенитных ракет. Но FPV-дроны ограничены в высоте полета, максимум – пять километров. Разведчик, летящий выше, остается неуязвим.

"Соответственно, сейчас проводятся мероприятия по противодействию подобным атакам, в том числе размещение дополнительных элементов радиоэлектронной борьбы на борту разведывательных дронов, которые обеспечивают дополнительную защищенность нашим инструментам ведения боя", – отметил военный эксперт.

В любом случае это достаточно эффективный способ оставить противника без глаз. Себе на вооружение его взяли и наши бойцы – коптер сбивает украинский разведывательный беспилотник. Особенно эффективны такие малыши против тяжелых дронов "Баба-Яга", которые несут на борту несколько минометных снарядов.

Эффективные методы борьбы с БПЛА

Перехваты вражеских беспилотников говорят о том, что нужен новый тип летательных аппаратов – дроны-истребители. И такие разработки уже ведутся.

В программе показали испытания украинского беспилотника "Пуля". Двигатель – реактивный, он выигрывает в скорости у бензиновых и электрических, на которых летают разведывательные дроны. Управление идет по видеосвязи. Судя по всему, задача перехватчика: взять дрон противника на таран.

Фото: © Скриншот видео

Также в программе показана российская разработка – дрон запускается с ручного пускового устройства или наземной установки. Оснащен машинным зрением, что позволяет ему самостоятельно захватывать и сопровождать вражеский коптер.

По мнению экспертов, таран – самый эффективный способ борьбы с беспилотниками. Еще один вариант: вооружить перехватчики пулеметами и даже ракетами. Но для этого необходимо решить проблему стабилизации во время стрельбы.

"Если будут, так скажем, у них установлены пулеметы, значит, они должны быть бронированные. Если будет просто ракета запускаться с одного беспилотника по второму беспилотнику, то тут надо уже систему защиты ставить", – говорит российский военный.

Против разведывательных беспилотников самолетного типа по-прежнему самым эффективным средством борьбы остаются зенитные комплексы. И та армия, у которой их больше, контролирует небо.

О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и многом другом смотрите в программе "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1273215 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1273215')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1273215', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1273215', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1273215(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1273215(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })