window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
24 сентября 2024, 15:34

"Неон" и "Трионикс": на что способны российские подводные дроны

В России испытывают подводный необитаемый дрон
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Неон
Фото: © Скриншот видео

Мировые производители беспилотных систем разрабатывают абсолютно новый тип дронов. Конструкторы называют их мультисредными, потому что они могут ездить, плавать и летать.

Зачем нужны такие аппараты? На что способны многофункциональные беспилотники? Можно ли их использовать в боевых действиях? И какими будут дроны будущего? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

На что способны российские подводные дроны

В России испытывают подводный необитаемый дрон. Он сделан в форме торпеды и может нести на себе 2 килограмма необходимого оборудования.

"Для ведения подводной разведки при плохой видимости на такую платформу можно установить гидролокатор и камеру. Поисковый робот "Неон" работает четыре часа в автономном режиме и погружается на глубину до 50 метров. Он может идти по заранее заданному маршруту, осматривая подводные части кораблей, катеров и опоры мостов", – рассказал ведущий "Совбеза" Игорь Шевчук.

Дрон ориентируется в пространстве с помощью новой навигационной системы. Ее можно сравнить с инерциальной, с помощью которой летают беспилотники и ракеты. Только внутри боеприпасов – гироскопы, а под водой расставлены специальные маяки.

"Большая проблема подводной робототехники в том, что там не распространяется радиосигнал, не работает GPS, не работает Wi-Fi. Работает только гидроакустика. Мы расставляем в акватории четыре буя акустических либо вручную, либо при необходимости сбрасываем их с вертолета", – обратил внимание разработчик подводных дронов Иван Путинцев.

Фото: © Скриншот видео

В НАТО уже давно пытаются создать подобные системы, но продвинулись в этом пока китайские и российские инженеры. Да, пока у этих маяков ограниченный рабочий радиус, но с развитием технологий он будет только увеличиваться.

Еще один отечественный подводный дрон – "Трионикс".

"Такой подводный дрон может погружаться на глубину до 100 метров – этого достаточно, чтобы исследовать рельеф дна. С помощью камеры он может обнаружить морские мины, а гидроакустическое оборудование зафиксирует их местоположение. Четкая цветная картинка передается на пульт через кабель, который подсоединен к дрону", – поделился подробностями ведущий программы.

Об ударных функциях таких подводных дронов говорить пока рано. Но в роли сервисных роботов в зоне СВО наши беспилотники могут работать уже сейчас, например, анализировать звук. Это позволит обнаружить украинские безэкипажные катера еще на подходе к порту.

Фото: © Скриншот видео

Проблемы с надводными беспилотниками ВСУ

Пока ВСУ используют надводные беспилотники, которые служат и плавающими бомбами, и средствами радиоэлектронной борьбы.

"Не всегда успешно они их используют. Да, каких-то успехов они добились, но развития они так и не получили. Единственное, чего они смогли добиться – это в определенных модификациях увеличить вес полезной нагрузки", – отметил военный обозреватель Александр Бутырин.

Управляют безэкипажными катерами с помощью спутникового интернета Starlink, но принимать сигнал дрон может только на поверхности. Как только ВСУ стали экспериментировать с подводными беспилотниками, начались проблемы с навигацией. Украинский дрон "Маричка", который презентовали в прошлом году в Киеве, так никто и не увидел.

"Одно дело – создать лабораторный образец, другое дело – создать образец, который будет применять массовый военнослужащий, который не профессор и не инженер чаще всего по образованию. Хорошие образцы вооружения порядка 10–15, а то и 20 лет проходят все стадии", – подчеркнул военный историк Александр Макушин.

Фото: © Скриншот видео

Дрон, умеющий летать, плавать и погружаться под воду

Мировые конструкторские центры уже не первый год бьются над созданием так называемых многосредных дронов, которые могли бы и летать, и плавать, и передвигаться по суше. Пока это звучит как фантастика, но ряд прототипов уже есть. Например, китайский дрон, который умеет летать, плавать и погружаться под воду. Коптер весит чуть больше полутора килограммов, опускается на глубину до трех метров. Полного заряда батареи хватает на 40 минут плавания или 6 минут полета.

На миниатюрной модели инженеры испытывают технологию будущего. Конструкторы планируют создать большой грузовик, который сможет поднимать объекты с морского дна и переносить на сушу. Такой функционал нужен не только на гражданке, но и в армии.

"Беспилотный аппарат под водой приближается по акватории к береговой зоне противника и в определенный момент выходит из воды, взлетая, и в принципе он может нанести удар по береговой инфраструктуре", – рассказал военный обозреватель.

В случае обнаружения дрона, который вылетел из воды, у противника остаются считанные секунды на его поражение. Двухсредные беспилотники можно использовать в роли камикадзе. Они способны атаковать боевой корабль с воздуха или под водой.

Фото: © Скриншот видео

"Все это приведет к уничтожению надводного боевого корабля либо подводной лодки и дает новые возможности для нивелирования такой ударной силы, как американские авианосные ударные группы. Я думаю, что против них как раз китайцы и разрабатывают подобное боевое средство", – считает Макушин.

Дрон-амфибия из Новой Зеландии от китайского отличается тем, что ныряет на глубину с помощью наполняемой водой балластной емкости. В воде дрон переворачивается и движется за счет вращения винтов. Герметичная камера передает оператору видео в реальном времени. Такой беспилотник можно использовать для разведки морского дна, а в будущем заниматься разминированием акватории.

"Мы знаем о том, что есть промышленные беспилотные подводные дроны, можно их так назвать, которые погружаются на достаточно большую глубину и имеют манипулятор для подъема груза. Но такого, чтобы тяжелый промышленный подводный беспилотник мог взлететь из воды, пока мы такого еще не встречали и не видели", – отметил Бутырин.

Фото: © Скриншот видео

Дрон, который выстреливается из-под воды

Израильские конструкторы сделали аппарат, который выстреливается из-под воды с борта подлодки. В воздухе дрон может находиться 40 минут с нагрузкой до килограмма. Беспилотник решает сразу несколько военных задач. Первая – это скрытное нахождение на территории противника. Если экипаж поднимется на поверхность, субмарину сразу же обнаружат.

"Используется так называемый минометный выпуск из шахты. Здесь дрон может таким образом выпускаться, что с ракетной шахты, что даже с торпедного аппарата. Это возможность просто нанесения удара по объекту на побережье либо по кораблю", – уточнил военный историк.

Вторая функция – разведывательная. Операторы, находясь на большой глубине, получили возможность следить за обстановкой в районе нахождения подводной лодки. Дрон транслирует картинку и другим кораблям и самолетам. И может указывать им на обнаруженную цель.

Еще дрон служит ретранслятором, то есть обеспечивает связь с подразделениями, которые действуют поблизости. Единственный минус – он одноразовый. Дрон может приземлиться в заданную точку на берегу, но в большинстве случаев просто падает в воду.

Фото: © Скриншот видео

"Его цена – до 50 тысяч долларов максимум. Есть гораздо дешевле, те же наши "Герани". Ракеты российские – от 300 до 500 тысяч долларов, а американские – за миллион. Вот представьте, что проще – 50 тысяч долларов пульнуть или миллион?" – обратил внимание Макушин.

Как меняется производство дронов

Дроны в зоне СВО используют по обеим сторонам фронта. За 2 года беспилотники пережили несколько технологических революций. У воздушных – появился шнур, который соединяет пульт управления с коптером.

"В этой бочке у нас скрученная оптика и, что самое интересное, идет и управление, и видеосигнал. Причем это не просто видеосигнал, это цифровой видеосигнал", – рассказал разработчик дронов с позывным Старый.

Качество картинки высокое – четкое изображение до последней секунды. Секрет в том, что проводные дроны невозможно заглушить помехами.

"Никак ты не перебьешь связь. РЭБ вообще не страшны, это все забыто", – подчеркнул разработчик.

Фото: © Скриншот видео

Дальность полета таких дронов – от 10 до 20 километров. Оптоволокно прочное. Беспилотник может летать над пересеченной местностью – реками, деревьями и зданиями.

В Китае есть свой аналог. Инженеры из Поднебесной сделали сменные катушки с оптоволокном – на 1, 5 и 10 километров. На подвесе – бутылка с водой. На фронте на ее месте можно закрепить боеприпас. Проводные дроны делают и в Германии. Испытывать их будет украинская армия.

"Многие вещи разработки оказываются, мягко говоря, уязвимыми. Сейчас возвращаются к системе оптоволоконного управления, потому что современные средства РЭБ позволяют глушить сигнал управления. И мы вернулись к тому, к тем советским разработкам", – отметил военный историк.

Британская рыбка-камикадзе

Украинские боевики используют робота-собаку для разведки в городских боях. Пес открывает двери и находит мины-ловушки.

Фото: © Скриншот видео

Еще одно ноу-хау – ВСУ применяют игровую консоль для робота с пулеметом. Недавно украинские инженеры заявили, что их новейшие безэкипажные катера на финальном отрезке маршрута взлетают и поражают цель с воздуха, как противокорабельная ракета.

"Камикадзе, который передвигается по воде и в определенный момент может оторваться от воды и нанести удар по наземной цели, Украина до настоящего момента еще ни разу не применяла. И существуют очень большие опасения, что это лишь их мечта, которую, скорее всего, они не воплотят в жизнь", – обратил внимание Александр Бутырин.

Дрон, который умеет парить над водой, действительно есть. Правда, изобрели его не украинцы, а британцы. Небольшой насос беспилотника закачивает воду в камеру. Там она вступает в реакцию с карбидом кальция. В результате образуется мощная струя, выбрасывающая дрон из воды. Получилась перспективная рыбка-камикадзе.

Фото: © Скриншот видео

"Любой дрон можно использовать в качестве носителя взрывчатки. Даже обыкновенные бытовые коптеры, FPV-дроны, которые первоначально разрабатывались для съемки, прекрасно используются для заброски гранат. Это показывают реалии СВО. Естественно, любой дрон использовать можно. Как его обнаружить? Пока только визуально либо с помощью излучения", – уточнил военный историк.

Всевозможные роботы-собаки и игровые консоли – это редкость на фронте. Украинские военные в основном занимаются кустарщиной – к гражданским коптерам цепляют автоматы Калашникова и даже ручные противотанковые гранатометы. Правда, при этом беспилотники становятся настолько неповоротливыми, что сбить их несложно из обычного стрелкового оружия.

О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и многом другом смотрите в программе "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1264060 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1264060')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1264060', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1264060', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1264060(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1264060(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })