в удобном формате
НАТО не станет участником украинского конфликта, если его страны разрешат Киеву наносить удары вглубь России. Именно так считает генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг.
"Неправильно говорить, что НАТО станет частью конфликта. Украина имеет право обороняться, а оборона включает удары по территории России", – заявил Столтенберг.
Не секрет, что Украина не может самостоятельно наносить удары западными высокоточными ракетами. Это возможно только с помощью разведданных со спутников НАТО. Кроме того, полетные задания в бортовые компьютеры боеприпасов могут вносить только военнослужащие Альянса. А это – прямая агрессия против нашей страны, которая может привести к соответствующим последствиям.
Ни Вашингтон, ни Лондон пока Украине разрешения бить по нашим регионам все же не дали. Однако британская пресса рисует карту объектов, до которых могут дотянуться ракеты Storm Shadow. Наша армия готовится к такому сценарию. Военные инженеры получили для исследований и британские ракеты, и американские ATACMS.
Как ценные трофеи помогут нашей армии в борьбе с дальнобойными боеприпасами? Какое натовское оружие потеряло свою эффективность в ходе СВО? Какие секреты западного вооружения раскрыли наши ученые? Какие разработки никогда не идут на экспорт? Как избежать утечки секретных технологий? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.
Самое важное в ракете Storm Shadow для российских инженеров
Российские военные инженеры препарируют британскую ракету Storm Shadow. Специалисты разбирают узлы и агрегаты и извлекают электронные компоненты, а боевые части подрывают в безопасном месте.
Важные детали передают для дальнейшего изучения в конструкторские бюро. Например, элементы боевой части ракеты – она двойного действия. Сначала срабатывает кумулятивный заряд, который проламывает бетонные перекрытия, затем фугасный – взрывается внутри объекта. Данные о мощности боевой части позволяют инженерам рассчитать, каким должно быть укрытие, чтобы обеспечить защиту от удара Storm Shadow.
"Конечно, наиболее ценным элементом любой ракеты, в том числе Storm Shadow, являются так называемые его мозги, электронная начинка. Что нам это дает? Это позволит нам, во-первых, посмотреть, насколько далеко продвинулся наш противник в этом направлении и, соответственно, выработать необходимые и наиболее эффективные методы противодействия этим ракетам", – объяснил военный эксперт, полковник в отставке Алексей Степанов.
Специалистам важно понять функционал каждого блока, который отвечает за управление Storm Shadow. Бортовой компьютер расскажет, какие полетные задания выполняет боеприпас, что повысит шансы его перехвата. Британская ракета уже попадала в руки наших инженеров. Но важно изучить каждый экземпляр.
"Когда мы будем работать со следующей ракетой, мы будем понимать, это является первичной версией или уже произошли какие-то изменения в конструкции – применены новые блоки, допустим, возможна установка ловушек или еще чего-то", – рассказал инженер ВС РФ.
Корпус Storm Shadow создан из композитных материалов. Изучение отражающей поверхности позволит нашим радарам быстрее обнаруживать ракету.
"Любой трофей, который попадается к нам, интересен в первую очередь для наших оружейных конструкторов – для того, чтобы понять слабые места, дать рекомендации, как эти слабые места можно использовать в нашем подразделении на поле боя. А сильные места – как их можно использовать непосредственно в конструировании новых, более современных видов оружия", – пояснил генерал-майор, Герой Российской Федерации Сергей Липовой.
Американские ATACMS в руках российских специалистов
Американские ракеты ATACMS запускают с установок HIMARS на 300 километров. В распоряжении наших специалистов оказалась система наведения боеприпаса. В частности, спутниковая антенна – она корректирует полет на первичном и финальном участках – и три лазерных гироскопа. Благодаря им ракета сохраняет траекторию движения.
"Мы должны проследить, какая есть вероятность воздействия на этот GPS-навигатор при помощи наших средств радиоэлектронной борьбы, каким образом и в каком месте, на каком этапе полета его лучше уничтожать. Соответственно, это поможет нам снизить количество попаданий в цель", – рассказал военный эксперт.
В руках наших инженеров – почти вся линейка западных высокоточных боеприпасов. Их тоже запускают из установок HIMARS. Внутри – электронные платы и приборы, отвечающие за целеуказание. Для наших военных – это подсказка, как вовремя обнаружить и сбить снаряды.
"На сегодняшний день у нас есть трофеи – нескольких таких видов ракет – именно видов, потому что они идут в модернизации – которые представляют для наших конструкторов отдельный интерес", – отметил Липовой.
Почему США прекратили поставки Excalibur на Украину
Полное понимание того, как действует то или иное оружие, снизит эффективность его применения. Так, например, случилось с американскими управляемыми снарядами Excalibur для ствольной артиллерии НАТО. Нашим саперам досталось немало неразорвавшихся боеприпасов. Один из них попал в деревенский сарай.
"Маркировка была не советская. Уже определили, что натовский снаряд. Плюс характерные закрылки от Excalibur, направляющие. Вот они дали понять, что это", – поделился подробностями сапер ВС РФ.
После изучения снаряда нашими специалистами точность попадания Excalibur упала в десятки раз. Боеприпасы начали бить мимо цели из-за воздействия российских комплексов РЭБ, настроенных на нужную частоту. И высокоточные снаряды превратились в обычные – только стоимостью в 100 тысяч долларов за единицу. Как итог: американцы прекратили поставки Excalibur на Украину.
Похожая судьба постигла и американские противотанковые комплексы Javelin, на которые делали ставку в ВСУ. Это коварное оружие: управляемые ракеты атакуют цель сверху – бьют по самой уязвимой части танка. Но и к ним нашли свой подход.
"Первый Javelin, который тоже был нам известен только в общем, был изучен, и оказалось, что никакой такой огромной угрозы, как его представляли американцы и украинцы, для нашей техники не представляет. Но позволил нам усилить в некоторых местах броню нашей техники, в первую очередь танков", – уточнил Степанов.
Охота за оружием и техникой в разные годы
Чаще всего оружие захватывают на поле боя. Но история знает примеры, когда ради важного образца устраивали целые операции. Во время конфликта в Афганистане наша армия охотилась за американскими Stinger – новейшими на тот момент переносными зенитными комплексами, которыми душманы сбивали советские вертолеты. Чтобы заполучить образец, отряды спецназа устраивали засады на караваны с оружием.
"Ведь в итоге мы достали этот ПЗРК, атаковав караван. Уже получив эту ракету живьем (пусковая установка большого интереса не представляла – именно сама ракета, ее электронная головка самонаведения), тогда уже мы смогли поставить на наши самолеты и вертолеты соответствующие системы, которые достаточно быстро снизили эффективность поражения этими переносными зенитно-ракетными комплексами Stinger", – говорит военный эксперт.
А вот во время Великой Отечественной войны немцы во что бы ни стало хотели захватить советские "Катюши". Одним залпом машина уничтожала целое расположение немецких войск и бронетехники с расстояния 8 километров.
В установку советские солдаты ставили ящики со взрывчаткой. Если эвакуировать технику было невозможно, экипажи подрывали машины. Немцев интересовала не сама пусковая установка, а реактивный снаряд весом 40 килограммов. В нем помещались семь длинных шашек из баллистического пороха. Несколько систем гитлеровцам все же удалось получить. Но главный секрет "Катюши" они так и не разгадали.
"Их поразила, конечно, толовая шашка, которая находилась внутри. Они просто не понимали на тот момент, как можно было произвести, какое специальное оборудование должно быть у Советского Союза для его производства. Они создали свой шестиствольный миномет, принципы его действия реактивных снарядов были похожи, но эффективность их была гораздо ниже, чем у наших "Катюш", – рассказал полковник в отставке.
Чем экспортные варианты вооружения отличаются от оригинала
В любых конфликтах солдаты уничтожают поврежденную технику, чтобы технологии не попали к противнику. Но ВСУ в пылу боя оставляют западные машины. За время СВО наши военные захватили почти все образцы западного оружия – от артиллерии до тяжелых танков.
"Фактически каждый экземпляр для нас представляет интерес, потому что в каждом экземпляре наши конструкторы находят что-то новое, что можно использовать непосредственно у себя", – подчеркнул Сергей Липовой.
Всю передовую электронику перед поставкой на Украину западные инженеры предусмотрительно снимают. Как раз из опасений, что технологии попадут к нашим ученым.
"Abrams – основной боевой танк Соединенных Штатов. Это одна из самых дорогостоящих бронемашин в мире. Несмотря на то, что украинские специалисты значительно усилили броню, к настоящему времени уже 20 Abrams уничтожены нашей армией", – обратил внимание ведущий "Совбеза" Игорь Шевчук.
Всего на Украину прибыла 31 машина. ВСУ передали экспортный вариант Abrams, лишенный брони с обедненным ураном – это сверхплотный металл намного крепче стали. Технология засекреченная, американцы не продают урановые Abrams даже своим союзникам по НАТО.
Экспортные варианты вооружения, как правило, отличаются от оригинала. Производители оружия специально занижают характеристики. Нет никаких гарантий, что страна-импортер не продаст секретные технологии другому государству или не повернет оружие против производителя. Россия, например, активно продает свои зенитные системы. Несколько лет назад Турция, которая входит в НАТО, закупила комплексы С-400. Американцы просили доступ к нашим системам, но турки им отказали.
"Комплекс С-300 находится во многих странах, в Греции, например. Либо те же Буки – Бук М1 находится на вооружении в армии Финляндии. Но, опять же, он отличается от того Бука, который находится в наших Вооруженных Силах. Это реально два разных изделия", – уточнил полковник в отставке.
Какое российское оружие не идет на экспорт
Но есть оружие, которое на экспорт не идет. Например, российские гиперзвуковые ракеты. Спецслужбы НАТО пытаются выведать секреты наших боеприпасов, вербуя агентов среди ученых, связанных с разработкой гиперзвука.
"Предотвращение утечки технологий – это задача контрразведки, прежде всего. Потому что военно-промышленный шпионаж, как и с нашей стороны, так и со стороны стран НАТО и, прежде всего, американцев, естественно, очень развит. Они пытаются любыми способами получить любую информацию, даже, пускай, косвенную, о создании, разработке новейших видов образцов вооружения и военной техники", – отметил Степанов.
Самая защищенная технология в мире – система опознавания "Свой-чужой", которую устанавливают на боевую авиацию и средства ПВО. В России она называется "Пароль". Ее не передают другим странам, это государственная тайна. И даже если самолет или зенитный комплекс будет захвачен противником, взломать защитные коды невозможно – они меняются ежедневно. Есть версия, что первый истребитель F-16 на Украине был сбит именно из-за того, что с самолетов для ВСУ натовские военные убрали аналогичную систему опознавания.
О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и многом другом смотрите в программе "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.