window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
20 сентября 2024, 18:27

Разбитое сердце Жанны: как многодетная аристократка стала пираткой

Аристократка Жанна де Бельвиль-Клиссон стала пираткой ради мести за мужа
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Жанна де Бельвиль
Фото: © Использованы материалы: скриншот видео

"Поймать ведьму живой или мертвой" – такой приказ отдал король Филипп VI французскому флоту в середине XIV века.

Охоту за головой бретонской аристократки Жанны де Бельвиль-Клиссон европейский монарх объявил в начале Столетней войны с Англией. Современники называли эту женщину "Кровавой львицей", а в историю она вошла как знаменитая морская разбойница.

Как из добропорядочной супруги и матери Жанна де Бельвиль превратилась в самую разыскиваемую преступницу своего времени? Почему она объявила личную вендетту французскому монарху? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Корабль "Мое Возмездие" на красных парусах

Этот пиратский корабль моряки примечали издалека: он мчался по волнам на кроваво-красных парусах, что придавало ситуации особого драматизма, как, впрочем, и название: "Мое Возмездие". Флибустьеры захватывали и топили суда: почти никого из пленных не оставляли в живых.

Трудно представить, что капитаном "Возмездия" была прекрасная молодая аристократка Жанна де Бельвиль-Клиссон. Откуда в женщине такая жестокость? Ответ очевиден, говорят историки: она мстила за разбитое сердце и разрушенные мечты.

Биография Жанны де Бельвиль-Клиссон

Неудачные браки

Жанна де Бельвиль родилась в 1300 году в богатой дворянской семье. Ее родители – потомственные купцы – торговали солью, что в те времена было делом крайне прибыльным. И потому отец скрупулезно подбирал избранника для дочери, ну и заодно партнера по бизнесу для себя. Как только торговец нашел идеального кандидата – медлить не стал.

"Отдали ее за графа Шатобриана. Она не сказать, что была в этом браке довольно счастливой, но муж у нее скончался, когда ей было 26 лет. Она вышла второй раз замуж, но этот брак оказался под вопросом, потому что были более влиятельные партии для жениха, который к тому же тоже был вдовцом на тот момент", – рассказал историк Андрей Клушин.

Речь о родном брате герцога Бретонского, очень влиятельного человека – брак аристократки с ним приказал расторгнуть папа Римский. Понтифик, по мнению историков, исполнял волю короля. Филипп VI считал: для такого жениха нужно подобрать более удачную партию. Уже тогда Жанна де Бельвиль затаила обиду на французского монарха.

Фото: © Скриншот видео

Счастливую семейную жизнь разрушила война

"Но Жанна не унывала, она нашла себе замечательного мужа Оливье де Клиссона. Нашла его довольно быстро, уже в 1329 году они поженились, и брак этот был по любви. Несмотря на то, что и у Оливье де Клиссона был предыдущий брак и были дети от этого брака, в этом браке Жанна тоже родила нескольких детей", – пояснил Андрей Клушин.

Их семейное счастье рухнуло в 1337 году – когда английский король Эдуард III заявил права на французский престол. Тогда никто и представить не мог, что это будет один из самых длительных и кровопролитных конфликтов в истории Европы.

"Муж Жанны, понятное дело, как знатный дворянин принимает активное участие в войне Столетней. В рамках Столетней войны, потому что она длилась на самом деле не 100 лет, а чуть больше, у нас еще будет война за бретонское наследство – это уже последствия феодальной раздробленности, когда внутри крупных королевств начинаются битвы между вассалами за те или иные области", – объяснила историк Дарья Чалкова.

Фото: © Скриншот видео

Показательная казнь предполагаемого изменника

Бретань считалась самым "лакомым" кусочком Франции. Выход в Атлантический океан открывал огромные перспективы для торговли в этом регионе. Поэтому англичане всеми силами пытались отвоевать его. И даже подкупали французских дворян, чтобы заручиться их поддержкой. Но супруг Жанны – Оливье де Клиссон – был человеком чести.

"Оливье де Клиссон, как ни странно, занял сторону французского короля, но одновременно два его брата заняли сторону английского короля, то есть тут была настоящая братоубийственная война. И так получилось, что когда Оливье де Клисон защищал город Ванн, ему пришлось сдать его англичанам. Он попал в плен, но довольно быстро он из этого плена вернулся", – рассказал Андрей Клушин.

За дворянина потребовали ничтожный, по меркам того времени, выкуп, и это насторожило короля Филиппа VI. Он заподозрил Оливье де Клиссона в сговоре с противником и распорядился показательно казнить предполагаемого изменника.

"Во время рыцарского турнира Оливье де Клисона обвиняют в измене и казнят. Причем казнили его демонстративно, ему отрубают голову, а отправляют ее в бретонский город Нант, где насаживают ее на пику городской стены", – уточнила Дарья Чалкова.

Месть убитой горем вдовы

Собрала людей и захватила крепость

Жанне де Бельвиль-Клиссон тоже приходили письма с требованиями явиться на королевский суд. Убитая горем вдова прекрасно понимала: это приглашение на казнь, и ее голова вскоре займет соседнюю пику на городской стене в Нанте. Потому она спешно продала все свое имущество, собрала подданных покойного супруга – это порядка 400 человек, – и решила мстить. Причем не мелочилась: первым делом она умудрилась захватить одну из крепостей.

Фото: © Скриншот видео

"Жанна с небольшим отрядом подходит к гарнизону, который считает, что ее муж еще не обвинен в измене, открывают им ворота. Всех, кто был в этом гарнизоне, перебили, а Жанна у нас оказывается во главе. Тут же, конечно, из центра был отправлен отряд, чтобы выбить оттуда мятежников, но Жанны и ее отряда уже след простыл", – продолжила историк.

Имя Жанны де Бельвиль-Клиссон наводило ужас на французских моряков

Крепость Жанне де Бельвиль-Клиссон была не нужна. Она лишь хотела дать понять королю: мстительница вооружена и чертовски опасна. Вместе со сподвижниками француженка купила несколько кораблей и снарядила их. В одночасье молодая аристократка стала безжалостной морской разбойницей.

"Это чисто был такой акт возмездия, ее не интересовали ни деньги, ни какая-то нажива, потому что она была богатой и знатной дамой, и всегда она оставляла кого-то одного в живых, чтобы те рассказали о тех ужасах, которые она творила", – добавила эксперт.

Вскоре одно имя Жанны де Бельвиль-Клиссон стало наводить на французских моряков ужас. Морская фурия не щадила никого, за что получила прозвище "Кровавая львица".

Фото: © Скриншот видео

Дальнейшая судьба флибустьерши

Награда за голову

Впрочем, вендетта дорого обошлась разбойнице голубых кровей. Филипп VI объявил награду за ее голову и распорядился немедленно отследить и разбить "флот Возмездия".

"В результате французам удалось уничтожить весь ее флот, и она с двумя своими сыновьями смогла на небольшой лодке отплыть в открытое море. И долго бы продолжалась ее битва за жизнь в открытом море вместе с двумя сыновьями, если бы мимо не проплывали бретонцы, которые захватили ее к себе на судно и отвезли в Англию", – объяснил Андрей Клушин.

Беглянка пришлась ко двору в Англии

В Англии мятежница пришлась ко двору, причем в буквальном смысле. Она без обиняков явилась к Эдуарду III и рассказала о своей личной войне с французской короной. Монарх восхитился самоотверженностью "Кровавой львицы" и оказал ей самый радушный прием.

"Он предоставляет Жанне не просто возможность жить в Англии, но и воспитывает сына и, более того, даже устраивает ее четвертый брак. Брак, можно сказать, тоже был счастливым, потому что четвертый муж Жанны занимался воспитанием сына Оливье", – рассказала Дарья Чалкова.

Фото: © Скриншот видео

Мятежница продолжила "пиратствовать" с четвертым мужем

Четвертым супругом Жанны стал достопочтенный сэр Уолтер Бентли – военный советник короля Эдуарда III. Благодаря ему беглянка продолжила "пиратствовать", только уже иным способом. Как только британская армия отвоевывала французские земли, аристократка с переменным успехом пыталась "прибрать" их к своим рукам. Утверждала, что это ее бывшие владения, и наводила там свои порядки.

Такими дистанционными рейдерскими захватами Жанна вместе супругом и промышляла до конца своих дней.

"Это был ее последний муж. Они скончались в один год, в декабре 1359 года. Сначала умер сэр Бентли, а затем уже и сама Жанна", – сказал Андрей Клушин.

Судьба сына Жанны

Через несколько лет, когда Франция и Англия объявили временное перемирие, сын Жанны – Оливье – решил восстановить репутацию своей семьи на родине. И прежде всего – отца, казненного за измену.

Он вернулся домой и присягнул новому французскому королю – Карлу V. Монарх не зря получил прозвище "Мудрый": он простил сына мятежницы и поверил ему. И более того, вскоре Оливье де Клиссон V стал королевским коннетаблем – это была высшая военная должность.

Правда, за жестокость аристократа вскоре прозвали "мясником". Впрочем, понятно, от кого он унаследовал беспощадный характер.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1261975 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1261975')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1261975", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1261975', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1261975(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1261975(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })