window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
09 сентября 2024, 14:15

Украсть атомную бомбу: как скромный доцент раскрыл ядерный секрет США

История Жоржа Коваля, похитившего ядерный секрет США
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Разведчик Жорж Коваль
Фото: © muctr.ru

Долгие годы тайные заслуги скромного доцента Московского химико-технологического института тщательно скрывались, но теперь его имя хорошо известно. Это Жорж Коваль – человек, похитивший у Америки атомную бомбу.

В середине 1940-х он передал в Москву ценнейшие данные из засекреченной лаборатории США – все, что удалось собрать о производстве ядерных материалов. И благодаря его "тайной работе" СССР создал атомное оружие в 1949 году.

Почему у Жоржа Коваля появился допуск на американские секретные объекты? И как одна деталь из прошлого агента ГРУ едва не стала для него роковой? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Родился в Америке, жил в СССР

"Семья Ковалей в Камышовке", – лаконичная подпись под фотографией на обложке всесоюзного журнала. Герои улыбаются, автор статьи описывает, что они благополучно устроились в Еврейской автономной области. Жорж еще не знает, какую опасную миссию ему в будущем поручит государство и как его едва не погубит это фото.

"Эта история началась, когда Абрам Коваль и его жена Этель – этнические евреи – в 1910 году эмигрировали из Белоруссии в Соединенные Штаты. Они приехали в город Су-Сити, штат Айова. Там у них родились три сына – Исайя, Жорж и Габриэль. Жорж появился на свет в католическое Рождество 1913 года", – рассказал профессор химии США Дон Салленджер.

После окончания школы Жорж поступил в колледж на химический факультет, но отучился всего два года. США переживали годы Великой депрессии. Ковали – как и миллионы американцев – остались без работы, и в 1932 году они решили вернуться Советский Союз.

Фото: ©  muctr.ru

"В этот же самый момент в Советском Союзе начинается программа по репатриации всех желающих евреев на Дальний Восток в Биробиджан. И семья Коваль решается в 1930-е годы приехать в Биробиджан, в один из создаваемых колхозов, где они обосновываются и первоначально живут", – историк Виктор Щедрин.

Окончил университет и стал советским разведчиком

На новом месте Жорж Коваль помогает отцу: валит лес на строительстве Соцгородка, работает помощником механика, электрослесарем. Тяжелым физическим трудом в статусе "ударника" зарабатывает направление на учебу в Московский химико-технологический институт. В 1939-м защищает диплом. В столице молодой ученый встречает Людмилу, которая становится его женой, но вскоре жизнь молодой семьи резко меняется.

"Он был очень талантливым ученым, и так как он хорошо знал английский язык, то, естественно, он попал во внимание главного разведывательного управления. Ему предложили сотрудничать с советской разведкой, и он согласился", – объяснил историк Николай Лобанов.

Направление секретной работы подсказало прошлое Жоржа Коваля. К тому же в США у советской агентуры в этот момент возникает кадровая проблема.

Фото: © https://www.muctr.ru/

"Тогда же как раз Коваль и был направлен как химик и уроженец Соединенных Штатов. От своего, кстати, американского гражданства никогда не отказывался. Он его сохранял до конца своей жизни и, собственно, когда его планировали направить в США, то вопрос касался химических разработок. А то что Коваль уже оказался среди разработчиков атомного оружия, это на самом деле абсолютнейшая случайность, в которую ему просто повезло попасть", – рассказал Виктор Щедрин.

В Америке работал под собственным именем

Агента с позывным Дельмар доставили на танкере в Сан-Франциско, но при трудоустройстве в филиал энергетической компании бумаги вызвали сомнение.

"Он назвал свое имя Джордж Коваль, предъявил американские документы. Когда его спрашивали о том, где он пропадал все это время, то он говорил, что наступила Великая депрессия, а дальше его семья и он сам начали путешествовать. А родственников у Коваля и в США было много, в том числе и в Аргентине. Понятное дело, что каждого проверять они не стали и не заморачивались этим вопросом. Поэтому Ковалю удалось не только попасть в проект как разведчику, но еще и работать под своим собственным именем", – уточнил историк.

Проходил службу в армии в секретной лаборатории США

В 1943 году Жоржа Коваля призвали в армию США. Интеллигентного, улыбчивого специалиста с хорошим образованием направили на службу в городок Оук-Ридж, штат Теннеси. Там находилась секретная лаборатория "Манхэттенского проекта". Под таким кодовым названием скрывалась американская программа по разработке ядерного оружия.

Фото: © Global Look Press/via www.imago-images.de/www.imago-images.de

"Были построены целый ряд заводов, которые вырабатывали уран и различные другие радиоактивные материалы. И вот в Ок-Ридже как раз находилось несколько крупных заводов на огромной территории. Она была огорожена, там все было засекречено, всех проверяли агенты ФБР, которые проверяли все. И Роберт Оппенгеймер как раз успешно руководил этими работами. И именно первая атомная бомба была как раз создана именно там", – пояснил Николай Лобанов.

В Оук-Ридже Жорж Коваль проходил службу в должности радиометриста. Он измерял уровень радиации по всему городу. Ценному специалисту выделили служебный автомобиль. Также Коваль получил право доступа в любые помещения.

"И за счет этого он мог иметь прямой доступ практически ко всем документам, ко всем помещениям, так или иначе. И первоначальная разработка, которую он передал Курчатову, при первом тестировании советской бомбы в 1949 году в Семипалатинске, как раз была основана полностью на американских разработках. Уже впоследствии, конечно, поменяли американский подход на свой, советский", – заявил Виктор Щедрин.

Как Жордж Коваль раскрыл ядерный секрет США

В 1945-м американские военные впервые применили ядерное оружие, сбросив на Хиросиму и Нагасаки бомбы "Малыш" и "Толстяк". В том же году Жоржа Коваля перевели из Оук-Ридж в Дейтон – там располагался центр производства полония. Советский разведчик был на хорошем счету у руководства "Манхэттенского проекта" и не вызывал подозрений.

Фото: © Global Look Press/via www.imago-images.de/www.imago-images.de

"В скором времени он получил повышение и смог получать более подробные, более секретные сведения. В частности, он сумел передать сведения о нейтронном запале атомной бомбы, которые были переданы непосредственно в Москву Курчатову", – добавил эксперт.

Испытание советской атомной бомбы в Семипалатинске в 1949-м стало шоком для американских властей. Ранее эксперты заверяли Белый дом, что советские физики-ядерщики не смогут создать оружие массового поражения раньше середины 1950-х. В США быстро поняли: совершить невероятный технологический рывок СССР позволила утечка данных из американских лабораторий.

"Начались массовые проверки. Они проверяли всех, кто хоть каким-то образом был связан с этим производством, причастен к производству атомной бомбы, и Коваля вычислили. Вычислили именно случайно по фотографии в советском журнале. Но, будучи опытным разведчиком, он догадался, что его вычислили и его ведут, и сумел переправиться в Советский Союз", – рассказал Николай Лобанов.

Фото: © Макет корпуса бомбы РДС-1. ТАСС/Артем Геодакян

В конце 1940-х Жорж Коваль вернулся в Москву, восстановился в аспирантуре. Через два года защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук.

Агента разведки рассекретили только в 2000 году

В институте Жорж Абрамович читал лекции по автоматизации химико-математических процессов. Студенты любили преподавателя, отмечали его легкий акцент, напоминающий американский. Но, конечно, они не могли догадаться о тайнах прошлого доцента. В МХТИ Жорж Коваль работал около 40 лет. В 1985 разведчику вручили Орден Отечественной войны 2-й степени.

"И только в 2000 году его рассекретили, и он вступил в Союз ветеранов, в Общество ветеранов внешней разведки. Он дожил до глубокой старости", – уточнил историк.

В январе 2006-го Жорж Коваль скончался на 93-м году жизни. Вскоре ему присвоили звание Героя России посмертно. Историки отмечают: Дельмар был не единственным разведчиком, который добывал сведения об американских ядерных разработках, но только он вошел в состав участников "Манхэттенского проекта" и стал самым успешным советским агентом в этой операции.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1257634 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1257634')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1257634", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1257634', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1257634(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1257634(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })