window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
04 сентября 2024, 15:08

"Меня убьют": загадки гибели Столыпина и его пророческие слова

Основные версии убийства Петра Столыпина
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Петр Столыпин во время посещения Киева
Фото: © ТАСС

1 сентября 1911 года. Киевский оперный театр. Дают "Сказку о царе Салтане". В зале – премьер-министр Петр Столыпин и Николай II с приближенными.

В антракте к Столыпину подходит юноша интеллигентного вида. В руке у него пистолет. Убийца метил в сердце, но первая пуля попала в руку, а вторая в орден – крест Святого Владимира. Он спас премьера от мгновенной смерти, но была пробита грудная клетка, плевра, задета печень. Петр Аркадьевич понимал, что жизнь окончена. Он успел перекрестить Николая II.

"Счастлив умереть за царя…", – произнес Столыпин

Через четыре дня Столыпина не стало. Гибель великого реформатора оставила много вопросов. Что двигало убийцей? Почему ходили слухи, что покушение было выгодно полиции? И главное: мог ли Столыпин, останься он жив, предотвратить грядущую революцию? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

На жизнь Столыпина покушались 11 раз

"Сегодня озорники из-за кустов в меня стреляли…", – так Петр Столыпин иронизировал над первым покушением на свою жизнь – оно произошло в разгар революции 1905 года.

Столыпина пытались убить 11 раз – врагов у него было предостаточно, а его фраза "Не запугаете!" стала крылатой. Но за что революционеры возненавидели министра-реформатора?

"Общественность Столыпина, мягко говоря, не любила. Революционеры вообще считали его карателем, поэтому Столыпина иначе как "вешателем" не называли", – рассказал историк, председатель Независимого исторического общества Ярослав Листов.

Именно Столыпин сыграл ключевую роль в подавлении Первой русской революции. В те годы боевики многочисленных антиправительственных организаций устроили в империи массовый террор: его жертвами стали почти 10 тысяч человек, среди них – друзья Столыпина. Премьер-министр отреагировал жестко.

Фото: © ТАСС

"Ввел военно-полевые суды, которые в 90 случаев из 100 выдавали смертные казни. Более 1100 человек получили высшую меру наказания", – заявил историк.

Несмотря на то, что революция была подавлена, борцы с режимом не прекратили попыток избавиться от министра.

Последнее 11-е покушение увенчалось успехом. Столыпина застрелил выходец из семьи крупного домовладельца Дмитрий Богров. Еще в университете он увлекся идеями анархистов, был арестован и добровольно предложил свои услуги охранному отделению. Агент Богров выдал охранке десятки революционеров.

"Получал довольно хорошую зарплату 150 рублей в месяц и плюс премиальные за каждого сданного им революционера", – уточнил эксперт.

Почему Богров убил Столыпина: основные версии

"Выкинуть что-нибудь экстравагантное"

В день убийства Столыпина Богров сообщил своим кураторам, что эсеры якобы готовят покушение на одного из крупных сановников и он сможет указать на террористов перед нападением. Начальник киевского охранного отделения Кулябко выписал ему пропуск в оперный театр. В тот же день Богров написал своим родителям прощальное письмо.

"Сразу после покушения Богров был доставлен в одну из киевских тюрем. Суд был закрытым, он приговорил его к высшей мере наказания", – сказал Ярослав Листов.

Фото: © ТАСС

Но зачем Богров – ценный агент охранки и обеспеченный человек, – пошел на убийство главы правительства? У историков до сих пор нет единого мнения о мотивах этого преступления. По одной из версий, он застрелил Столыпина просто от скуки. В своих письмах Богров признавался, что ему все надоело и хочется "выкинуть что-нибудь экстравагантное".

"Будучи лишним человеком, он искал какого-то подвига, который должен был оправдать его существование. "У меня ничего не получилось, я ничего не могу, но я совершу сейчас такое, что не совершит никто", – заявил кандидат политических наук генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Спасал репутацию перед анархистами

По другой версии, Богров убил Столыпина, чтобы спасти свою репутацию в среде анархистов. Революционеры заподозрили, что Богров – провокатор, и потребовали в доказательство верности делу совершить теракт. Версия логичная, но у нее есть существенный изъян: ни одна из партий не взяла на себя ответственность за убийство.

"А тогда все революционные партии обязательно объявляли, что это мы убили, мы приговорили. И это было даже важнее, собственно, самого убийства. Нужно было оставить политический след", – пояснил Дмитрий Журавлев.

Заказ от высших чинов империи

Также есть версия, что за организацией убийства стояли высшие чины империи, в том числе руководители Охранного отделения. Деятельный и жесткий министр мешал слишком многим.

"Как премьер-министр Российской империи он обладал огромными правами. И это раздражало двор", – уточнил эксперт.

Фото: © ТАСС

Кроме того, Столыпин был врагом любимца царской семьи Григория Распутина. Петр Аркадьевич считал "сибирского старца" шарлатаном и заявлял, что полуграмотному мужику не место рядом с царем.

"На что Николай II в сердцах сказал, что пусть лучше будет десять Распутиных, чем одна истерика императрицы", – дополнил Ярослав Листов.

Александра Федоровна возненавидела Столыпина и жаждала от него избавиться. Чтобы угодить императрице, руководители силовых ведомств вполне могли организовать убийство премьер-министра. На вероятный заговор указывает еще один факт: билет в театр Богрову выдали с согласия замминистра внутренних дел Павла Курлова, начальника императорской охраны Александра Спиридовича и вице-директора департамента полиции Митрофана Веригина.

При этом к террористу никто не приставил наблюдение. Это – грубейшее нарушение, и позже следователи заявят о халатности "сродни злому умыслу". А сам Столыпин незадолго до гибели говорил: "Меня убьют, и убьют члены охраны". Однако по итогам разбирательств арестовали только начальника киевской охранки Кулябко, да и тот провел в заключении всего четыре месяца.

"Это лишнее доказательство того, что что-то не так в этой истории. Потому что, если нужно было следствие, то нужно было его проводить, его никто толком не проводил", – заявил Дмитрий Журавлев.

Смог бы Столыпин повлиять на исход революции: мнение историков

Смерть Столыпина монархию не спасла, но смогла бы она удержаться, если бы энергичный премьер остался жив? У историков на этот счет – полярные мнения. Одни уверены, что политик-реформатор мог спасти страну от грядущих войн и революции. Ведь Столыпин проводил прогрессивную аграрную реформу, по итогам которой миллионы крестьян получили бы землю в частную собственность.

Фото: © ТАСС

"Он начал огромную переселенческую программу, которая должна была крестьян из европейской части, где земли не было, где земля была давным-давно поделена, переслать на Восток. У нас на Алтае два урожая в год, но там почти нет людей", – объяснил эксперт.

С другой стороны, многие историки сомневаются, что Столыпин смог бы повлиять на революционные события 1917 года. Ведь большевики относились к его аграрной реформе крайне негативно. По их мнению, он пытался разрушить единую сельскую общину, разделив ее на батраков и кулачество. Ленин называл Столыпина обер-вешателем и считал его простым приказчиком на службе у русского дворянства. А учитывая, какую силу набрали большевики к 1917 году, им не составило бы особого труда устранить классового врага даже такого масштаба.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1257376 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1257376')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1257376", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1257376', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1257376(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1257376(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })