в удобном формате
Страны Евросоюза приняли 14-й пакет антироссийских санкций. Рестрикции направлены против ключевых секторов экономики РФ: энергетики, финансов и торговли. Список мер включает в себя запрет на транзит российского СПГ через европейские порты. Одновременно введены санкции против 116 физлиц и компаний.
РЕН ТВ расскажет, что еще вошло в 14-й пакет санкций против России и как новые ограничения скажутся на экспорте российского газа.
Что вошло в 14-й пакет санкций ЕС
Ограничение на транзит российского СПГ
Евросоюз утвердил 14-й пакет антироссийских санкций. Соответствующий документ был опубликован 24 июня по итогам заседания Совета ЕС. Новый список мер включает в себя ограничения на транзит сжиженного природного газа (СПГ) из России через европейские порты. Как уточнили, запрет не распространяется на импорт, а касается только реэкспорта в третьи страны через ЕС.
Также Брюссель запретит новые инвестиции и предоставление товаров и услуг для завершения строящихся проектов СПГ, "Арктик СПГ-2" и "Мурманск СПГ". Ограничения вводятся и на импорт нашего СПГ через терминалы ЕС, которые не подключены к системе природного газа.
Санкции против физлиц и компаний
Евросоюз расширил персональные санкции: под них попали 116 физлиц и предприятий. Уже известно, что в этот список вошли российские деятели политики, бизнеса и культуры. В их числе – певцы SHAMAN (Ярослав Дронов) и Полина Гагарина, актер Иван Охлобыстин, а также посол МИД России по преступлениям киевского режима Родион Мирошник.
"Сегодняшний пакет включает ограничительные меры в отношении еще 116 физических и юридических лиц, ответственных за действия, подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины", – сказано в документе.
Новые санкции Евросоюза ударят по компаниям из Китая, Турции, Казахстана, Киргизии и ОАЭ, которые, по версии Брюсселя, помогают РФ обходить существующие ограничения. А свои предприятия Евросоюз обязал следить за тем, чтобы их партнеры в третьих странах не нарушали западные санкции.
"Головные компании ЕС должны будут прилагать усилия для того, чтобы их дочерние компании в третьих странах не принимали участия в деятельности, приводящей к последствиям, которые призваны предотвратить санкции", – отметил Совет Евросоюза.
Ограничение доступа к российским СМИ
С 25 июня 2024 года Брюссель вводит запрет на доступ сразу к трем российским СМИ. Также ограничения коснутся издания Voice of Europe.
"7 мая 2024 года Совет ЕС принял решение ввести меры по приостановке вещательной или направленной против ЕС деятельности некоторых средств массовой информации. Совет пришел к выводу, что эти меры должны вступить в силу 25 июня 2024 года", – говорится в документе.
После этого представитель МИД России Мария Захарова сообщила, что наша страна уже разработала ответные меры на запрет в Евросоюзе доступа к ряду российских СМИ. О них будет объявлено в ближайшее время, добавила она.
Что еще вошло в новый пакет санкций
Помимо этого, в 14-й пакет антироссийских санкций ЕС входят:
- меры против российского аналога SWIFT – Системы передачи финансовых сообщений Банка России;
- запрет на полет над территорией ЕС самолетов, выполняющих частные перелеты по заказу физлиц или компаний из РФ;
- запрет на поставки в Россию марганцевой руды, некоторых видов пластика и электрооборудования;
- ограничения против "теневого флота" – под санкциями 27 российских судов, которым запрещен доступ в европейские порты и в отношении которых введен запрет на предоставление услуг;
- ограничения на импорт гелия из РФ;
- запрет для неправительственных организаций, СМИ и политических партий получать финансирование от источников из России;
- запрет на приобретение, ввоз и вывоз украинских культурных ценностей, "в которых можно заподозрить украинское происхождение".
В Москве не раз заявляли, что Россия справится с санкционным давлением Запада. Как отмечал президент РФ Владимир Путин, страны ЕС собирались подорвать российскую экономику, однако сейчас очевидно, что этого не произошло. Наша страна научилась выходить из сложных ситуаций благодаря денежно-кредитной и бюджетной политике, заявлял министр финансов Антон Силуанов. В самой Европе неоднократно звучали мнения, что антироссийские санкции неэффективны, но западным властям не хватает мужества признать этот провал.
Могут ли санкции повлиять на экспорт российского газа
Ограничения на транзит российского СПГ через европейские порты могут негативно повлиять на экспорт голубого топлива. Об этом рассказал РЕН ТВ Валерий Бессель, профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, исполнительный вице-президент NewTech Services.
"Они (санкции) ухудшают ситуацию по нашим торговым позициям, потому что на их базах мы занимались перепломбировкой, перебункеровкой сжиженного природного газа в танкеры, которые могли ходить по незамерзающим морям. Мы свой сжиженный природный газ возим с проекта "Ямал СПГ": требуются танкеры, газовозы арктического класса, а дальше по безледовой обстановке мы можем ввозить сжиженный природный газ обычными танкерами. Плюс на их базах, где мы перебункировывали наш сжиженный природный газ, мы его перегружали в танкер для разных покупателей", – пояснил специалист.
Однако в конечном итоге Россия справится с этой проблемой, убежден Бессель. К тому же, по его словам, не все страны Евросоюза захотят присоединиться к санкциям Брюсселя.
"Например, такие страны, как Испания и Франция, как покупали наш сжиженный природный газ, так и будут покупать. Отказываться (от газа) и полностью соблюдать требования Евросоюза вряд ли они будут. Тем более, думаю, что компания TotalEnergies как была 20-процентным владельцем проекта "Ямал СПГ", так и осталась. Она не вышла из числа акционеров этого проекта, поэтому я бы не стал сейчас торопиться, давайте подождем результата", – отметил Бессель.
Какие цели преследует Евросоюз
Генеральный директор Института национальной энергетики, директор и главный редактор журнала "Газпром" Сергей Правосудов рассказал РЕН ТВ, какие цели преследуют в Евросоюзе, вводя очередной пакет антироссийских санкций.
По словам эксперта, страны Евросоюза стремятся улучшить свои позиции на рынке сжиженного природного газа, сделав так, чтобы все голубое топливо оставалось на территории ЕС, а не уходило, например, в Азию.
"На самом деле большая часть газа и так остается – порядка 90%. Уходит порядка 10%. Тут уже компании-поставщики будут решать, насколько принципиальны для них эти 10%. Имеется в виду, что если эти 10% для них принципиальны, то нужно их перегружать просто в каких-то других портах, не европейских. Допустим, в Мурманске или еще где-нибудь. Вот и вся проблема, большой проблемы, принципиальной, тут нет", – заметил Правосудов.