window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
29 мая 2024, 16:51

Гении, которых считали безумцами: как монах стал "отцом" генетики

История Грегора Менделя и других гениев, которых современники считали безумцами
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Грегор Мендель
Фото: © Скриншот видео

Канадская журналистка Кристина Хагер сдала ДНК-тест и узнала, что она на 25% – лабрадор. Такой курьезный результат Кристина получила от фирмы, которая занимается определением пород собак с помощью генетических тестов. Хагер решила проверить компанию на честность и отправила в лабораторию свои биоматериалы. Итоговый отчет оказался обескураживающим: в нем утверждалось, что Кристина на четверть лабрадор, на 40% происходит от аляскинского маламута и на 35% – от шарпея.

Основоположником учения о наследственности был чешский монах Грегор Мендель, его называют отцом современной генетики. Правда, мировое признание к Менделю пришло лишь посмертно – при жизни над его экспериментами откровенно насмехались и коллеги, и даже близкие. О гениях, которых считали безумцами, рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

За что освистали изобретателя парохода

Британские кораблестроители разработали высокотехнологичный парус для грузовых судов. Автоматизированная система из стали и стекловолокна поднимается над палубой почти на 40 метров. При попутном ветре инновационные паруса позволяют экономить до трех тонн дизтоплива в сутки.

Парус – одно из древнейших изобретений человечества. Мореплаватели ходили под парусами еще пять тысяч лет назад. Силу ветра в морских походах использовали вплоть до начала XIX столетия. Революцию в судоходстве совершил американский инженер Роберт Фултон.

"Фултон предложил оснастить такие суда вместо парусов паровым двигателем. По сути, он явился изобретателем парохода. Но, несмотря даже на то, что он установил такой двигатель на одном из судов и продемонстрировал его проходимость, никто не отреагировал на его изобретение. Хуже того – его освистали", – поведала историк, писательница, эксперт Российского общества "Знание" Юлия Шувалова.

Фултон предлагал использовать паровые двигатели на военных кораблях и даже подводных лодках. Но идеи, опередившие время, по достоинству оценили лишь после смерти талантливого изобретателя.

Фото: © Скриншот видео

Исследования Менделя по скрещиванию растений

Не добился признания при жизни и чешско-австрийский естествоиспытатель Грегор Мендель. Он родился в семье небогатых фермеров и скорее всего продолжил бы их дело. Но на способности мальчика обратил внимание деревенский священник. Он убедил родителей Менделя в том, что ему необходимо продолжить образование.

Окончив шесть классов гимназии, Мендель занялся изучением философии. Желая избавиться от материальных затруднений, он постригся в монахи и вскоре стал священником. При этом его интерес к наукам не угасал, а усиливался. Мендель стал вольнослушателем Венского университета. Заинтересовавшись процессом гибридизации растений, он скрещивал их в саду своего монастыря. Начинал с обычного гороха. Сегодня эти опыты описаны в школьных учебниках. Но тогда Мендель совершил одно из самых грандиозных открытий в истории, выявив механизм передачи наследственных признаков.

"Он обнаружил, что ростки гороха наследуют пару генетических признаков от каждого родителя. Иногда оба признака предписывали цветку быть фиолетовым, иногда – белым", – пояснил писатель, популяризатор науки Хэнк Грин.

Мендель опубликовал результаты своих исследований и разослал их ведущим ученым того времени. Но интереса к открытию ботаника-самоучки никто из современников не проявил. Откликнулся лишь член Баварской академии наук Карл Негели. Он справедливо отметил: результаты, полученные с горохом, необходимо подтвердить и с другими видами растений. Мендель прислушался к совету.

Фото: © Скриншот видео

"Из растительного мира он взял цветок ястребинка рода астровых, из животного мира – пчел. Но ирония судьбы состояла в том, что именно эта область знания развивалась очень мало. Мендель фактически был первопроходцем, и он не мог знать, что именно у этого растения и именно у пчел есть определенные закономерности в скрещивании и размножении. Поэтому свои опыты над горохом на этих видах он не подтвердил", – поделилась подробностями историк Шувалова.

Мендель стал аббатом Старобрненского монастыря и прекратил исследования по скрещиванию растений. До официального признания своего открытия он не дожил чуть более 10 лет.

Как врач Маршалл придумал лекарство от гастрита

А вот австралийский врач Барри Маршалл, пусть и не сразу, сумел добиться того, чтобы современники по достоинству оценили его открытие. Исследования Маршалла совершили переворот в медицине. В XX веке гастрит и язва желудка стали довольно распространенными заболеваниями, лечить которые толком не умели.

"Считалось, что причиной всех этих заболеваний является неправильное питание, алкоголь, курение, стресс, но поскольку от этого никуда не деться, люди просто страдают и лишь за счет изменения диеты могут немного облегчить свои симптомы", – отметила эксперт Российского общества "Знание".

Фото: © Скриншот видео

В 80-х годах Маршалл работал в королевском госпитале в Перте. Вместе с коллегой Робином Уорреном он лечил пациентку с хроническим гастритом. Изучая ткани ее желудка, они обнаружили бактерию Хеликобактер пилори и предположили, что именно она в большинстве случаев провоцирует язву желудка и гастрит. Но эта гипотеза полностью противоречила общепринятым тогда представлениям.

"Нам пришлось побороться с предрассудками и в какой-то мере с самими собой. Ведь до этого все ученые были уверены, что никакая из бактерий просто не способна выжить в кислотной среде желудка", – рассказал лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии Барри Маршалл.

Попытка подтвердить гипотезу лабораторными экспериментами на свиньях не удалась. И тогда Маршалл, уверенный в своей правоте, решается на крайне рискованный шаг. Убедившись, что в его желудке нет Хеликобактер пилори, он принимает раствор с этими бактериями.

"Конечно же, через несколько дней он почувствовал себя уже не так хорошо. Расстройство желудка, тошнота, неприятный запах изо рта. Бактерия атаковала слизистую желудка. Это был гастрит", – поделился подробностями публицист Майкл Аранда.

Фото: © Скриншот видео

С помощью набора различных антибиотиков Маршалл вылечил себя всего за одну неделю. Но даже с такими доказательствами медицинское сообщество не спешило принимать сенсационное открытие. Никто не хотел переписывать учебники и менять устоявшиеся методики лечения.

Через 10 лет правоту австралийцев признали. Их открытие оценил Нобелевский комитет, присудив премию по медицине.

Первые искусственные органы

Голландец Виллем Колф Нобелевскую премию не получил, хоть и был номинирован. Но его разработки спасли жизнь миллионам пациентов, страдающих почечной недостаточностью. В 30-х годах прошлого века Колф обратил внимание на медленно умирающего молодого парня, у которого после отказа почек в крови скопилась мочевина. Врачи не могли его спасти, хотя принцип очистки крови, названный гемодиализом, был предложен еще в XIX веке.

"Эта процедура помогает фильтровать кровь, если наши почки отказывают. Кровь выводится из организма, проходит через диализатор, который удаляет лишнее, и затем возвращается обратно", – рассказала медсестра, популяризатор науки Кэти Паркс.

Фото: © Скриншот видео

Но это в теории. А в практической медицине такой метод долго не применяли. Прежде всего – из-за отсутствия подходящего оборудования. Тогда Виллем Колф задался целью создать искусственную почку.

"Оказалось, что если в целлофановую трубочку налить кровь с мочевиной и полоскать в физрастворе порядка 20 минут, то вся мочевина выходит. Дальше исследователь рассчитал, что для организма взрослого человека нужно порядка 10 метров целлофановой трубочки, которую можно намотать на барабан, и барабан поместить в емкость с физраствором", – пояснила Шувалова.

Шла Вторая мировая война. Когда гитлеровцы оккупировали Нидерланды, Колф в своем городе остался единственным терапевтом на 23 тысячи жителей. Продолжать исследования он мог только по ночам.

"Но его ничего не останавливало, он скупил все запасы специальной целлофановой пленки, полученной из Америки, которая использовалась для обертки сосисок. Далее он обратился на местную фабрику эмалированной посуды и попросил изготовить ему бак и барабан. Фабрика изготовила и использовала для этого обломки немецкого бомбардировщика", – говорит эксперт.

Фото: © Скриншот видео

На первых же испытаниях выявились проблемы: пленка рвалась, мотор от швейной машинки отказал и барабан вручную вращала жена Колфа. Но главное – было положено начало новой лечебной практике. Уже в 1945 году с помощью гемодиализа впервые удалось вывести пациента из уремической комы.

"Это был крупный мужчина, и весь этот порошок – это та мочевина, которая была удалена за один диализ. Это невероятно, не правда ли?" – подчеркнул доктор медицинских наук Виллем Колф.

Виллем Колф вошел в историю медицины как пионер гемодиализа и создатель искусственных органов. Но свои гениальные идеи он нередко воплощал в жизнь, используя подручные материалы, чем нередко вызывал насмешки коллег.

Фото: © Скриншот видео

Пробковый жилет от Генри Фримена

По той же причине посмеивались и над изобретением Генри Фримена. Этот британский спасатель, выходя в море, всегда надевал самодельный пробковый жилет. Конструкция была громоздкой и неудобной.

"Однажды вместе с коллегами он отправился спасать рыболовное судно и его моряков. И, к сожалению, шлюпка, на которой они добирались до судна и забирали людей, в какой-то момент наполнилась водой и перевернулась, и почти все, кроме Генри, утонули", – рассказала историк.

Этот случай положил конец всем насмешкам. Конструкцию пробкового жилета усовершенствовали, и британские власти обязали использовать его при всех спасательных операциях.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1224423 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1224423')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1224423', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1224423', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1224423(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1224423(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })